— 28 мара, 2024 —
 
Экономика страны

Ползучий банковский кризис в России: давайте-ка вспомним, как это было раньше

Наши оппозиционеры-либералы, естественно, винят во всем ЦБР и власть

ВРоссии идет ползучий банковский кризис.Невидимая рука рынка убирает слабых изавязанных на теневую экономику игроков.Постоянный отзыв лицензий ведет к ростуконцентрации капитала в государственныхбанках. Времена для финансистов нелегкие– долларовые цены российских акцийнамного ниже своих историческихмаксимумов, нефть $50, а не $100-120, доступк внешнему финансированию ограничен.Идея международного финансового центрав Москве отложена до лучших времен. 

Нашиоппозиционеры-либералы, естественно, винят во всем ЦБР и власть, вспоминая“сладкое” время, когда Россия безпроблем кредитовалась в МВФ, а доляиностранного капитала на рынке акцийсоставляла 90%. Понять их можно, они тогдабыли у власти. И, думаю, стоит напомнить,как это было.

Вначале 90-х коммерческие банки росли какгрибы после дождя. Причина проста –гиперинфляция. Через нее в пользу крупныхбанков, а правильнее сказать, в пользуих ключевых акционеров перераспределялосьдо нескольких процентов ВВП.

Нафоне падения экономики примерно в двараза и массового обнищания большинстваграждан островками финансового успехасмотрелись Менатеп, Токобанк, Уникомбанк,Мосбизнесбанк, Инкомбанк и другие.Банковская маржа зашкаливала. Порасчетным счетам предприятий, счетамфедерального и региональных бюджетовбанки платили символические проценты– 10-20%, вложение в доллар давали 200%, рынокмежбанковских кредитов – 300-400%. Например,Мост-банк Владимира Гусинского былобязан своему успеху сотрудничеству смосковской мэрией. В 1992-1994 в России шлаприватизация, и фондовый рынок былпредставлен исключительно акциямикоммерческих банков, которые выплачиваливысокие дивиденды, некоторые из банковосуществляли выплаты ежеквартально.

Однаковесной-летом 1995 ЦБР перешел к оченьжесткой монетарной политике. БорисЕльцин собирался выиграть президентскиевыборы 1996 года любой ценой. Были серьезнозажата денежная масса, подняты обязательныерезервы коммерческих банков, введенвалютный коридор, вместо валютныхспекуляций банкам был предложен рынокрублевых ГКО. В результате удалось резкосбить инфляцию. После сотен процентовв год она составила лишь 22% в 1996. Следствиемданной политики ЦБР стал кризис рынкамежбанковских кредитов августа 1995.Многие банки привыкли жить за счетпостоянно падающего рубля и инфляционныхдоходов. Короткие пассивы, длинныеактивы. В новую реальность вписалисьдалеко не все. Тогда из “крупняка”жертвами кризиса стали Мытищинский иСибирский торговый банк. Оба банкаторговались на фондовом рынке, и считалиськрепкими фишками второго эшелона.Дивиденды у других банков по итогам1995 года оказались достаточно скромными.

Заисключением акций Сбербанка бумагифинансового сектора фактически ушли срынка. На самом Сбере инвесторы правданеплохо заработали, его акции взлетелис 1995 по 1997 с $10 до $330. Вместо банковинвесторы начали вкладывать в акцииприватизированных предприятий – Лукойл,Сургутнефтегаз, Мосэнерго, РАО ЕЭСРоссии, Ростелеком, дочерние компанииСвязьинвеста. И в целом не прогадали.Примерно за два года с лета 1995 по лето1997 их стоимость в долларовом выражениивыросла в 5-6 раз. Для выживших в августе1995 года банков основным видом деятельностистали спекуляции на рынке ГКО.

Крахпирамиды внутреннего государственногодолга похоронил почти всех в августе1998. Акции российских компаний упалипочти до нуля. Сбер вернулся к своим$10. Кто сейчас помнит Нефтехимбанк илиСтоличный Банк Сбережений?

Ида: никаких гарантий по вкладам тогдав принципе не было.