— 20 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Почему никто не хочет анализировать батл

Ведь мы столько ждали битвы Славы с Мироном

Удивительно, но факт:среди вдумчивых аналитиков я до сих порне увидел желающих подробно разобратьфеномен «рэп-баттлов». Видимо, большинствоиз них от такой необходимости брезгливоотмахиваются, как от навозной мухи, и яих прекрасно понимаю. С одной стороны.С другой, 11 миллионов «битвы» Оксимиронаи Гнойного (извиняюсь, если неправильнонаписал их имена) просмотров за два дняговорят о том, что это уже стало социальнымявлением, мимо которого проходитьнельзя.

Обратитевнимание, именно на миллионы просмотрови упирают защитники и поклонники данноговида деятельности. Стандартный комментарийвесьма смахивает на устаревшую шуткупро «миллионы мух не могут ошибаться»,однако то, что этот аргумент звучит изуст весьма образованных людей, личноменя заставляет насторожиться. Ониприравнивают социальное явление кявлению культуры и на этом основанииделают вывод о том, «баттл» тождествененпозии. Даже вот Рабле сегодня вспомнилив той дискуссии, в которую умудрилсявляпаться и я.

Нехочу устраивать литературоведческийи лингвистический анализ текстовОксимирона раньше, чем мы определимсяс понятиями – отсутствие четкооформленного компромисса по этомуповоду чаще всего бывает причинойбезрезультатных и ожесточенных споров.

Неждите от меня оригинальных мыслей наэтом направлении, просто стоит ихпроговорить. Что есть культура? В широкомсмысле – все, что создано человечеством,в том числе – несанкционированнаясвалка наших отходов в лесу, деревенскийтуалет или навозная куча, сложеннаядачником. Все это – следы культуры. Еслиподходить к баттлам с этих позиций, тоони, безусловно, явления культурные.Несмотря на то, что перебрёхиватьсяумеют и собаки, но оформить это все вусловно поэтический вид способен толькочеловек.

Междутем, в данном случае у нас идет речь оболее узком понимании слова «культура».Чаще всего мы приравниваем его к понятию«искусство». Как-то: тексты, изображения,мелодии и формы материи, которые создаютсяне с утилитарной, бытовой целью, а какинструмент для выражения эмоций имыслей, которые автор хотел донести дочитателя/слушателя/зрителя.

Можноли с этой точки зрения баттлы назватькультурным явлением? Конечно, найдетсянемало тех, кто захочет доказать, чтоопределенные мысли и эмоции были и уОксимирона с Гнойным, которые они хотелидонести до благодарной аудитории. Всвязи с этим возникает вопрос: каковацель художника, который берется заинструмент? Донести мысль – это хорошо,но зачем? Боюсь показаться наивным, номне почему-то всю жизнь казалось, чтохудожник – это человек, более тонкочувствующий мир либо, что еще сложнее,более тонко и глубоко его понимающий.И поскольку «усредненный» человек редкоспособен напрямую синхронизироватьсвои разум и чувства с творцом, этотсамый творец использует указанныеинструменты, чтобы сделать свою мысльили эмоцию доступной для пониманияширокой аудитории (отмечу, что десятьчеловек – это тоже аудитория, так чторечь идет и об элитарном искусстве).

Исходяиз такого понимания цели художника,искусство можно охарактеризовать какинструмент, позволяющий адресату понятьили ощутить то, что без творца ему былонедоступно. Чем гениальнее художник,тем более широкую аудиторию и тем болеевысоко он может «подтянуть» к своемувидению мира. Как нетрудно заметить,главное в этом деле – мысль или глубокаяэмоция, которая есть у творца, но нет уадресата. Если искать визуальный образ,что это ступенька, находящаяся значительновыше той, на которой в данный моментстоит читатель/зритель/слушатель.

Теперьдавайте вернемся к нашим «бойцам».Давайте попробуем оценить смысл баттловс точки зрения цели. Само названиеявления как бы намекает, что цель –победить оппонента, переорать ли,перематерить или перещеголять остротами– не столь важно. Кем в таком случаевыступает посторонний зритель? Как помне – условно независимым арбитром,который своим голосом определяет, ктобольше заслужил победы. Можно ли притаком подходе утверждать, что «художниксловом» Оксимирон хотел донести некуюмысль, ранее недоступную юнцам,кликающим-голосующим за него? С некоторойнатяжкой можно признать, что онтранслировал свою эмоцию для этойаудитории, но какова эта эмоция? Картинная«ненависть» к оппоненту? В каком местездесь может находиться эмоция, ведущаяк углублению эмоций в понимании мира?

Небуду касаться пошлостей и мата, льющихсяв этих баттлах – в конце концов иАлександр Сергеич не чурался крепкихвыражений в произведениях «не для всех»и попробую подобрать некий аналог. Темболее, что это несложно: на всемцивилизационном пути человечествосопровождал спорт. Бег, борьба, бокс,гонки на колесницах, футбол, баскетбол– да мало ли. Можно ли назвать пошлостьюудары по мячу? По-моему, нет. Можно линазвать их искусством? С точки зрениявладения своим телом – да, но еслиисходить из данного выше определения,то строго нет. На какую ступень в пониманиимира поднимаются болельщики, выходящиесо стадиона, где состоялся матч «Спартак»- «ЦСКА»? Разве что на ту, где вдалбливаетсяв голову мысль, что обязательно есть«мы», а есть «они».

Чемже является спорт для миллионов людей?Способом пощекотать свои нервы, не такли? Если же цель действий «художника»,к которому для рассуждения мы на времяприравняли футболиста – пощекотатьнервы зрителя, то заключается ли в этойцели какая-то мысль или эмоция, которуюиспытывает «художник»? Позвольтеответить на этот вопрос другим: анеобходимо ли футболисту в моментсоздания рисунка своих пасов иметь вголове мысль или эмоцию, относящуюся кмиру в целом, а не к желанию победитьоппонента? Тогда не является ли его играспособом всего лишь развлечь аудиторию,без малейшей попытки продвинуть его полестнице миропонимания?

Наконец,главное: 11 миллионов просмотров – этодействительно величина, мимо которойпройти сложно. О чем же это может говорить,если нашлось немало людей, готовыхутверждать, что количество просмотровговорит о том, что баттлы становятсяискусством?

Намой взгляд, это еще одна четкая иллюстрациятого, что искусство в современномпонимании становится инструментом невозвышения человека, а развлечения. Идля среднего члена аудитории выставитьнаружу свои нервы, чтобы их пощекотали,куда проще, чем пытаться вникнуть вмысль, которую нес в своем произведениихудожник «старого образца». Отсюда и11 миллионов просмотров. Такая тенденциядолжна пугать людей, которые цельючеловечества видят движение вперед подороге разума. Потому что в развитииразума нет нулевого баланса: ты либоподнимаешься, либо падаешь. Как спортсмен,который перестает заниматься и моментальнозаплывает жиром.