— 28 мара, 2024 —
 
Общество

Что мы выбирали в 93-м

Выбор между капитализмом и социализмом тогда не стоял

Традиционнов начале октября в России вспоминаюттрагические события 1993 года. Они давностали историей, Ельцина, Грачева и многихдругих их участников нет уже в живых,однако, они по-прежнему оказываются вцентре внимания.

Какизвестно, 3–4 октября 1993 в Москве уличныебеспорядки переросли в прямые столкновения,закончилось все танковой стрельбой порусскому парламенту, эта телевизионнаякартинка транслировалась на весь мир.Считается, что у защитников ВерховногоСовета в принципе не было шансов выжить,и только позиция «Альфы» некоторым изних позволила избежать пули в тот роковойдень. 

Четвертоеоктября 1993 года можно по факту считатьднем установления либеральной диктатуры.И все последующие испытания, которыевыпали России, справедливо можно считатьследствием того трагического дня. Кровьи позорная капитуляция первой чеченскойвойны, залоговые аукционы, дефолт августа1998, бомбежки Белграда в 1999, гиперинфляцияи уничтожение сбережений, невыплатазарплат и пенсий по полгода, быстроераспространение наркотиков, списокможно продолжать и дальше. Отдельностоит сказать о том, что после октября1993 Москва окончательно бросила за новойграницей 25 млн русских. Положение их вбольшинстве стран, конечно, оказалосьлучше, чем в Чечне, однако, мягко сказать,оставляло желать лучшего. Исключением,наверное, стала только Беларусь.

Однако постепенно российская власть сталаперерождаться, и процесс этот вероятноокончательно завершился по итогам 2003года. Тогда по результатам выборов вДуму либеральные партии не прошли впарламент, зато большой процент получила "Родина", список которой почти полностьюсостоял из знаковых фигур противниковЕльцина в октябре 1993 года. Ну, и конечно, дело "Юкоса", начавшееся именно в 2003 году,окончательно похоронило олигархическийуклад 90-х. Были ликвидированы внутренниеофшоры, олигархи перестали открыватьногой дверь в Кремле, а основные доходыот экспорта сырья вернулись государству.По факту российская власть постепеннореализовала программу ВерховногоСовета. И в экономике, и во внутренней,и во внешней политике. Финалом сталиконечно Крым и сирийская история. И мнепочему-то кажется, что у Путина и егокоманды это получилось лучше, чем еслибы власть оказалась в руках Руцкого,Хасбулатова, Глазьева и прочих старыхантиельцинских оппозиционеров 90-х.

Нуи в заключение. Некоторые до сих порсчитают, что тогда, в октябре 1993, былапоследняя попытка вернуться к советскимвременам в той или иной форме. Т.е. кадминистративной системе управленияэкономикой, идеям социальной справедливостии.т.д. Об этом действительно мечталинекоторые из защитников парламента.Однако на самом деле выбор "капитализмили социализм" тогда не стоял.ИРуцкой, и Ельцин были, говоря по-простому,за капитализм. Вопрос тогда стоял – ктои как будет приватизировать Россию.Другое дело, что, как мы все сейчаспонимаем, капитализм бывает разный –суверенный, колониальный, олигархический,чиновничий и.т.д. И с моей точки зрения,суверенный "чиновничий капитализм" наданном историческом этапе для России - не худший вариант.