— 25 апреля, 2024 —
 
Экономика страны

О китайско-российском самолете

Вместе две страны наконец-то получат шанс выиграть авиагонку

ВШанхае в штаб-квартире Китайскойкорпорации гражданского авиастроениясостоялась церемония присвоения названияроссийско-китайскому широкофюзеляжномудальнемагистральному самолету CR929.

БуквыC и R обозначают соответственно China иRussia.

Сцифрами ясности чуть меньше.

Однакопри презентации названия именно откитайских товарищей стало известно онекоем символическом значении именно«девятки», потому как это число вкитайской культуре имеет значение«вечность».

Базоваямодель (280 кресел, дальность двенадцатьтысяч километров) будет называться CR929–600.

Младшаяверсия (230 кресел, четырнадцать тысячкилометров соответственно) – CR 929–500.

Старшаяверсия (320 кресел и десять тысячбеспосадочного полета) – CR 929–700.

Такжепредставлен и логотип совместногопредприятия China-RussiaCommercialAircraftInternationalCorp.Ltd.(CRAIC).Который представляет собой два равныхкрыла, движущиеся «равномерно слеванаправо» (с). Это должно символизировать«соразвитие и вектор движения вперед».Цвета, в которых выполнены крылья, - это«цвета участников проекта», где красныйобозначает Китай, а синим обозначаетсяРоссия Федерация.

Впрочем,все это – абсолютно маркетинговые«заморочки», тут важнее другое: исобственность, и прибыль совместногопредприятия по выпуску этих «лайнеровбудущего» зафиксированы четко ипаритетно: по пятьдесят процентов.

У России есть технологическоепревосходство авиационной отрасли,которое Китай вполне полуофициальнопризнает. У Китая есть деньги и, самоеглавное, колоссальные рынки сбыта.

Итолько интеграция данных возможностейспособна разрушить многолетнюю и«вечную» западную монополию европейскогоAirbusи американского Boeingна мировых рынках гражданскогосамолетостроения.

Дляначала – хотя бы в этом сегменте.

Потомукак, к примеру, в своем сегменте нипринципиальноновый с технической точки зренияроссийский МС-21, объективно превосходящийтехнологически по своим характеристикамзападных конкурентов, ни его китайскийаналог С919, - мировые рынки, что называется,«не порвут».

Российскийлайнер - по причине «узости рынков», где очень многопротекционизма и «экономическойполитики», китайский же по причине отсутствия как своегодвигателя (там те же «движки», что уевропейцев с американцами), так и обычногометаллического крыла: композитныхтехнологий у них пока что нет и они наних даже и не замахивались.

Прорегиональные российский «Суперджет»SSJ-100 и его китайский аналог ARJ-21, увы,вообще говорить не стоит. Своим западныманалогам они уже по факту проиграли имогут, что называется, толькодовольствоваться «крохами с барскогостола». И именно поэтому совместныйпроект CR929так важен и для России, и для Китая. 

Важно, кстати, что с 2030 года этот самолет будетоснащаться перспективным российскимтяжелым двигателем ПД-35 (пока он не готов, придется довольствоваться, увы, продукциейлибоGeneral Electric, либо Rolls-Royce). Технологиипроизводства которого будут либосоздаваться совместно с китайскимитоварищами, либо будут просто им переданыв обмен на те самые «рынки сбыта».

Ато, что он будет создан – сомненийникаких нет ни у нас, ни у наших китайскихтоварищей.

ПД-14 (до 14 тонн тяги) уже по фактусоздан в Российской Федерации и уже считается«революционным». И ПД-35 будет создаватьсяименно на основе ПД-14, технологическаябаза для этого у нас уже есть.

Словом,- это та самая «интеграция», которая длянаших государств как взаимно выгодна,так и столь же взаимно необходима: никтои не думает скрывать, что как Россия дляКитая, так и Китай для России, - мягкоговоря, - не самый легкий партнер.

Истроить взаимные отношения при такойсхеме – это еще и отрабатывать модельдля взаимодействия в иных, потенциальноне менее интересных сферах взаимногосотрудничества.

Вконце концов, именно у нас с Китаем исамая продолжительная совместнаяграница, да и на материк мы уже откровеннопосматриваем как на зону именносовместного влияния. А значит, есть и необходимость совместногоконтроля за континентальными транспортнымиартериями: автомобильными, железнодорожными,авиационными. И при этом все хорошопомнят, с чего именно – в каждой, заметим,отрасли – начинается дорога в ту самуюкитайскую знаменитую «тысячу ли».