— 18 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

"Они просто хотели придушить русский". Почему евроукрам нельзя того, что можно латышам

Украинизация Латвии и двойные стандарты Европы

Странное событиепроизошло на прошлой неделе – на сессии12 октября ПАСЕ большинством голосоввыразила обеспокоенность украинскойреформой школьного образования. Реформаэта, напомним, выражается в полномпрекращении к 2020 году преподавания налюбом языке, кроме украинского. На языкахнациональных меньшинств будет допускатьсяпреподавание только родного языка илитературы.

Во-первых, странно, чтоэто вообще произошло. Всем очевидно,что главной целью реформы являетсяфорсированная ассимиляция именнорусских Украины, а венгры, румыны, грекии прочие болгары с поляками попали подраздачу попутно, можно сказать –случайно. И вообще, поощряя в бывшихпостсоветских республиках правильныйнационализм антирусской направленности,до сих пор было принято снисходительнореагировать на неизбежно сопутствующиеему некоторые эксцессы национализманеправильного – скажем, антисемитскогоили антипольского характера.

Хорошей иллюстрациейздесь может быть пример польско-литовскихотношений. С момента получениянезависимости в Литве поляков зажималидаже сильнее, чем русских – и в Польшеэто всегда вызывало вполне заметноенедовольство и раздражение. Однаконикакие значимые польские политикиникогда не считали нужным увязыватьулучшение положения литовских поляковс согласием на интеграцию Литвы в ЕС иНАТО или с решением любых других важныхдля Литвы вопросов – единство передлицом России важнее. И в результатепольский вопрос в Литве находится в томже состоянии, что и четверть века назад.

Во-вторых, странно, прикаких обстоятельствах это произошло.В момент обсуждения и голосования взале заседаний ПАСЕ присутствовало 110депутатов из 300 (это к вопросу о том,насколько важна и полезна ПАСЕ и какойсмысл России вообще туда возвращаться). И если делегации основных критиковукраинского закона – Венгрии, Румыниии Молдавии – присутствовали полностьюи единодушно проголосовали за осуждающуюрезолюцию, то потенциальные защитникиУкраины блистательно отсутствовали.Делегатов Латвии не было вообще, отЭстонии присутствовал один делегат - ион отчего-то воздержался. А единственныйв зале делегат от Литвы представлялакак раз польское меньшинство и судовольствием проголосовала противУкраины. Так что результатыголосования неудивительны – 82 заантиукраинскую резолюцию, 11 против и17 воздержались.

Вообще создаётсявпечатление, что все присутствующиепришли в зал только для того, чтобыосудить Украину. Не случайно же десятьиз одиннадцати голосов, пытавшихсяотмазать Украину, принадлежали собственноукраинской делегации.

Надо сказать, украинцызащищали свою страну так себе, ленивои спустя рукава. Скажем, ещё одинукраинский делегат просто не явился(как выяснилось, проспал), а другойкритику своей страны решительноподдержал. Этим изменником оказалсяМустафа Джемилёв, лидер крымско-татарскогоМеджлиса. Он-то новый закон об образованиине только прочитал, но и понял, чтообразование на его родном языке Украиназапретила тоже. И теперь его борьба завозвращение Крыма в состав Украины посути будет означать борьбу за закрытиекрымско-татарских школ. Вишенкой наторте можно считать тот факт, чтопредставляет Джемилёв президентскую«Партию Петра Порошенко».

Но ленью и разобщённостьюнедостатки украинской делегации неисчерпываются - присутствует ещёнекомпетентность, отсутствие любопытстваи незнание языков. Ибо в Латвии, самойчто ни на есть европейской стране, былоофициально объявлено о начале точнотакой же «реформы образования» - в тоже самое время, когда на сессии ПАСЕ уевроукров трещали чубы. Украинскаяделегация могла бы узнать об этом изгазет и использовать этот факт для своейзащиты - но русским языком пользоватьсяони не хотят, латышского не знают, а наанглийском языке этой информации попонятной причине просто нет – хвастатьсятут нечем.

А ведь при ближайшемрассмотрении процессы уничтожениянетитульного образования в двух странахсовпадают даже в деталях – в обоихслучаях преподавать на родном языкепозволят только сам язык и литературу,и закончится переходный период долженк 2020-2021 учебному году. По сути все пунктырезолюции, прописанные истиннымиевропейцами европейцам недоделанным,могут быть без особых изменений обращеныи к такому патентованному члену ЕС ИНАТО, как Латвия:

«…когда государствапринимают меры по пропаганде официальногоязыка, они должны идти рука об руку смерами по защите и продвижению языковнациональных меньшинств. Если это небудет сделано, результатом будетассимиляция, а не интеграция.»

«…новое законодательствоне соответствует надлежащему балансумежду официальным языком и языкаминациональных меньшинств.»

«В частности, новыйзакон влечет за собой значительноесокращение прав, ранее признанных«национальными меньшинствами» вотношении их собственного языкаобразования. Эти национальные меньшинства,которые ранее имели право наодноязычные школы и полноценныеучебные программы на своем родном языке,теперь оказываются в ситуации, когдаобразование на их родных языках можетбыть обеспечено только до окончанияначального образования. Для Ассамблеиэто не способствует «совместномупроживанию»

«Ассамблея решаетследить за развитием событий в Украинев отношении защиты и продвижениярегиональных языков и языков меньшинств.»

Различий между странамивсего два: в степени готовности имотивации. Если на Украине закон ужеподписан президентом и вступил в силу,то в Латвии правящая коалиция приняларешение сделать это в феврале. А покаминистру образования поручено подготовитьпоправки к закону и их формулировки. Носомневаться в том, что в феврале решениетаки будет принято, нет никаких – ипричина тут как раз в мотивации.

Дело в том, что принимаяэтот закон, украинские националистыруководствовались искренней, вполнеживотной ненавистью ко всему русскому,желанием насолить хотя бы своим русским,раз уж невозможно дотянуться до русскихДонбасса или тем более Крыма с остальнойРоссией. Поэтому они равно могли принятьэтот закон и полгода назад, и через год– просто обстоятельства сложились так,что придумать этот закон и принять егоудалось именно сейчас.

С латышскими националистамиситуация иная – у них через год выборы.Сейчас правящая коалиция состоит изнационалистов городских, националистовдеревенских и националистов лощёных,европейских. Все они прекрасно знают,что через год латышский избирательвознаградит своими голосами того изних, кто проявит наибольшую активностьи изобретательность в ущемлениинелатышей. Это заставляет всех троихторопиться. Тем более, что для лощёныхевропейских националистов это вообщевопрос не большего или меньшегопредставительства, а выживания – онив последнее время популярность теряюти в следующий парламент вполне могутне пройти. И если учесть, что министробразования как раз из этих националистов,то на его активность и последовательностьв уничтожении русского образованияможно вполне рассчитывать.

До сих пор русскиеЛатвии в защите своего образования,своих детей и своего будущего моглирассчитывать только на себя. Евросоюзза националистические закидоны критиковалЛатвию всегда тихо-тихо, и это вполнепонятно – критиковать Латвию для ЕСозначает критиковать себя, ибо знали,кого принимали. А для России Латвия, каки Прибалтика в целом – не большойполити́к, и даже не малыйполити́к, а вообще не полити́к.

Но в настоящий моментнеожиданное совпадение похожих действийУкраины (которые могли произойти в любоймомент, но произошли именно сейчас) иЛатвии (которые могли произойти толькосейчас) даёт дополнительный шанс.Остаётся надеяться, что использоватьего получится.