— 19 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Эйнштейн и интернет-комментаторы

Всё, что следовало бы знать о природе современных обсуждений в "новых медиа"

«Спокойная и скромная жизнь приносит больше радости, нежели поиски успеха, означающие постоянные волнения».

Неказистая бумажка с этой фразой, написанной от руки чёрными чернилами и датированной ноябрём 1922 в ближайший вторник уйдёт с иерусалимского аукциона Winner's в руки какого-нибудь богатого счастливчика, любителя физики и великих оригиналов. Вероятнее всего, её купит учёное сообщество Еврейского университета в Иерусалиме.

Никакой научной ценности данная запись не представляет, зато предоставляет возможность поразмышлять над внутренним миром Альберта Эйнштейна, рассмотрев одну и ту же бумажку с разных сторон.

Этот "автограф" принадлежит именно ему: в 1922г, в « Imperial Hotel » в Токио, этой самой бумажкой он "расплатился" с посыльным, то ли не имея мелочи, то ли не желая тратиться на чаевые.

В тот момент он уже знал, что будет нобелевским лауреатом и заверил скромного японского курьера таким словами : « Если тебе повезёт, эта бумажка будет стоить гораздо больше, чем обычные чаевые ».

Как показала практика, кому-то в этой истории действительно повезло, потому что 95 лет спустя, один из близких японского посыльного, ныне проживающий в Гамбурге, сумел добиться серьёзной экспертизы, которая безоговорочно подтвердила подлиннность почерка Эйнштейна  и очень обрадовала сотрудников самого крупного архива учёного, находящегося в Еврейском университете Иерусалимa.

Одновременно с этой запиской на том же самом аукционе будет продана ещё одна, тоже принадлежащая перу великого физика, датированная 1922г, цитирующая известную английскую пословицу « Где есть воля, там есть путь », которую почему-то часто приписывают Ленину.

Французская пресса тоже не обошла стороной возможность оскоромиться и приписала авторство этого изречения вождю мирового пролетариата, незаслуженно оставив за скобками английское  народное творчество, чем вызвала интересные чиательские дебаты в комментариях.

Собственно, дебаты и оказались интереснее самой новости, а также поучительнее и нагляднее во многих отношениях.

Часть читателей ринулась смачно обсуждать скупость Эйнштейна, « зажилившего » чаевые бедному японскому курьеру.

Часть - завыла об ужасном отношении Эйнштейна к собственной супруге. И хотя ни в одной из записок супруга не упоминалась, эта часть читателей увидела связь между "скупостью Эйнштейна", его призывами к "простой жизни" и "держанием в чёрном теле" собственной жены.

Ещё одна часть озаботилась ленинским "авторством" английской пословицы, приписала Эйнштейну скрытую поддержку коммунистов и завела дискуссию о  зашифрованных в записке "предсказаниях" Эйнштейном будущих чудес мировой революции.

Несколько любителей узрели в первой записке « волнение подспудного физического разума, энтропию и броуновское движение ».

Ещё несколько пришли к выводу, что, согласно теории, изложенной в второй записке, « наши элиты должны находиться в постоянной депрессии, и они это заслужили ».

Наконец, последняя группа читателей обсуждала похождения Эйнштейна с его студентками и возможность многочисленных сексуальных домогательств…

Bся эта богатейшая икебана, напомню, расцвела всего лишь из-за скромной публикации двух записок кратчайшего содержания.

Здесь впору было бы призвать на помощь старину Фрейда, с его заключительным предсмертным признанием, что иногда « сигара означает всего лишь сигару » и зря вы так, ребята, беспокоились, накапывая килограммы других толкований…

Я только предлагаю на очередном примере лишний раз убедиться, насколько индивидуально восприятие слов и поступков у людей, обременённых какой-нибудь особо въедливой страстью или идеей, которая так решительно затмевает общий вид, что становится наваждением и самые простые вещи воспринимает, как уродливые тени, многократно увеличенные в размерах, на стене платоновской пещеры.

« Спокойная и скромная жизнь приносит больше радости, нежели поиски успеха, означающие постоянные волнения. Альберт Эйнштейн, 1922» и «Где есть воля, там есть путь. Альберт Эйнштейн, 1922 ».

Мне кажется показательным, что из всего многообразия откликов только один краткий комментарий неизвестного читателя отметил по существу:

«И он, Эйнштейн, конечно, был прав, но мондиалисты решили по-другому».