— 29 мара, 2024 —
 
Экономика страны

Весёлый Роджер государства над Транснефтью: зачем это сделано

специальный текст о полезных действиях

Формирование структуры российского нефтяного сектора, вероятно, близится к завершению. 

China Investment Corporation (CIC), партнер Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) по Российско-китайскому инвестфонду (РКИФ), может вложить $300 млн в акции "Транснефти".  О каких акциях идет речь, пока не совсем ясно. Для инвесторов доступны только привилегированные акции, 100% голосующих акций принадлежат государству. Однако РФПИ предлагает конвертировать "префы" "Транснефти" в обыкновенные акции. 

CIC уже вложилась в "Транснефть" через РКИФ. Весной фонд приобрел пакет "префов" в составе консорциума, в который вошли также НПФ "Газфонд пенсионные накопления" и УК "Газпромбанк - управление активами". Пакет приобретен у фонда UCP. По данным "Газпромбанка", РКИФ владеет 1,49% привилегированных акций "Транснефти", РФПИ - 0,43%. 

Данная новость - несомненно, очень хороший знак, который косвенно говорит о том, что формирование структуры российского нефтяного сектора, начавшееся еще в начале нулевых с дела Юкоса и продажи Абрамовичем Сибнефти Газпрому, близко к завершению. Транснефть - это трубопроводная монополия, которая много лет выводит прибыль в дочерние компании с целью занизить дивиденды. От данной политики страдает как государство, так и частные инвесторы. И теперь государство решило, наконец, навести порядок (лучше поздно, чем никогда). Старый российский junk имеет все шансы стать полноценной биржевой фишкой не хуже Роснефти или Газпрома. 
Конвертация привилегированных акций в "обычку", конечно, очень хорошая идея, однако, остается открытым вопрос, будут ли при конвертации префы оценены с дисконтом, и если да, то с каким. Контрольный пакет акций в любом случае останется у государства. Очень многое будет зависеть не только от оценщика, но и от государства как основного акционера компании. Вводить или нет дисконт - это вопрос больше политический, чем экономический. Но главное другое – дивидендная политика. Если компания будет платить дивиденды с консолидированной прибыли, т.е. с учетом дочерних компаний, это значительно увеличит размер выплат и капитализацию компании. 

Инвестиционные фонды начали активно скупать Транснефть еще лет 15 назад и ждут этого уже много лет. Ситуация, мягко сказать, имеет значение для инвестиционного климата. 

Если Транснефть станет первоклассной фишкой, в нефтегазовом секторе останется последний junk - Сургутнефтегаз. Правда, рыночные слухи говорят, что отставка генерального директора компании господина Богданова, реформа компании и раздел $34 млрд валютной позиции, уже не за горами. Согласитесь - $34 млрд. очень неплохая сумма, которую можно поделить. При этом лучшей формой распределения средств является разовая выплата дивидендов акционерам компании. Если же говорить о справедливости, то конечно размер дивидендов на обычные и привилегированные акции не должен различаться. 

Естественно в этом случае мы также официально узнаем кому принадлежит компания. Структура акционерного капитала Сургута очень непрозрачна. При этом вряд кто-то удивится, если активы Сургута в итоге достанутся Роснефти. В этом случае в России останется только одна крупная абсолютно частная нефтяная компания - Лукойл. И вряд ли национализация ей угрожает.  

К созданию современный структуры российского нефтяного сектора сильно приложился соратник Владимира Путина, нынешний руководитель Роснефти и главный автор атаки на Юкос Игорь Сечин. Он считается главным проводником политики российского ресурсного национализма и как следствие постоянной мишенью либеральных изданий.  Ему в вину часто ставят покупку активов ТНК, когда цены на нефть зашкаливали за $100/барр. Однако, без него доходы от экспорта сырья по-прежнему шли бы мимо казны, оседая во внутренних и внешних офшорах. Месторождения Восточной Сибири и китайская экспансия Роснефти это также, прежде всего, его заслуга. Открытым остается вопрос – сможет ли Сечин разрушить экспортную монополию Газпрома, добившись для Роснефти экспортных квот сопоставимых с долей в национальном объеме газовой добычи. 

Ну и в заключение: отобрать природную ренту у группы физических лиц и вернуть ее всем россиянам было очень непросто. Тогда модных смартфонов с хорошей камерой еще не было, но злые языки говорят, что когда Роснефть в декабре 2004 года брала под контроль офис Юганскнефтегаза, на втором заезжающем джипе развивался Веселый Роджер.

Такие были времена.  

P.S. Ну и да и Сургут, и Транснефть я бы купил.