— 29 мара, 2024 —
 
Общество

Хлебный бунт в Петербурге сорвался из-за устаревших методичек

Потребление хлеба в России неуклонно падает, причем быстро. За десять лет оно снизилось на четверть

Очередная буря в стаканеводы разразилась в Рунете: стало известно,что Питеру грозит хлебный голод!

В реальности под этимгромким – и ужасающим – заголовкомскрываются вполне прозаические и дажевесьма позитивные для страны процессы.

Как известно, в Россиив этом году собран рекордный урожайзерновых. Кроме того, также общеизвестно,что за последние годы наша страна сталаодним из крупнейших в мире экспортеровзерна.

Сочетание данных двухобстоятельств дает закономерную сумму:в данный момент у российских аграриевгорячая пора по выполнению своихобязательств по экспортным контрактам.

Однако из-за этого вПетербурге у ряда мукомольных предприятийвозникла проблема нехватки вагонов дляпоставок им зерна. В связи с этимгубернатор Санкт-Петербурга ГеоргийПолтавченко обратился к вице-премьеруАркадию Дворковичу, обосновывая своеобращение тем, что случае усугубленияпроблемы это грозит перебоями в снабжениигорода хлебом и ростом цен на хлебобулочнуюпродукцию.

При этом газета«Коммерсант», узнавшая об этой истории,прямо написала, что проблема у питерскихмельников связана не с принципиальнымотсутствием вагонов на рынке. Дело втом, что они хотели бы получить доступк конкретному вагонному оператору(«Русагротранс»), за чьей деятельностьюпристально следит Антимонопольнаяслужба, в результате чего его цены нижерынка.

В общем, вполне рядовая– и скучная массовой аудитории – историябюрократических и бизнес-процессов,урегулирования разнообразных отраслевыхи региональных споров, а также защитыпетербургскими властями интересовгорода и его бизнеса.

Вернее, эта историябыла бы рядовой и скучной, если бы в нейв одном предложении не фигурировалислова «Петербург» и «дефицит хлеба». Ауж дополнение в виде словосочетания«2017 год – год столетия русских революций»способен обеспечить Интернет-истерикувокруг вполне банальной и узкоотраслевойновости.

Что, в общем, и произошло.

Дажеопровержения-пояснения компетентныхорганов в лице Минсельхоза и Российскогозернового союза не ослабили накалавозмущения избранных интернет-бойцов.

Это дает повод вспомнитьеще одну недавнюю историю, также связаннуюс обеспечением Петербурга хлебом. Годназад стало известно, что городомсформирован запас зерна в целяхобеспечения продовольственнойбезопасности Петербурга, которыйгарантирует ежедневную норму в 300 граммхлеба для горожан на протяжении 20 дней.Тогда вполне обыденный шаг городскихвластей и сочетание слов «Петербург»,«норма хлеба в 300 грамм в день» и«чрезвычайная ситуация» (что былоинтерпретировано как война; хотя насамом деле речь шла эксцессах на рынкезерна, связанных с неурожаем зерновыхили резким повышением цен) также вызваликрайне бурную реакцию в некоторых кругахроссийской политически активнойобщественности.

С одной стороны, этовсе отражает ту важнейшую реальную исимволическую роль хлеба, котораяисторически сформировалась в России.Так что, попытки эксплуатации –сознательной или невольной – этой темысо стороны оппозиции и критиков властивполне понятны. Напоминание о петроградскиххлебных бунтах, с которых началасьреволюция сто лет назад, и пережитойЛенинградом блокады эмоциональноцепляют многих.

Однако, с другой стороны,и прошлогодняя история, и уже нынешняянаглядно показывают, что в реальностиэта тема не имеет серьезного общественногопотенциала. Если в прошлом году еераскручивали и СМИ, и социальные сетиочень серьезно, и все равно она выдохласьза какую-то пару дней, то нынешнийинформационный повод не продержался втопах и нескольких часов.

Причина проста.

За последние нескольколет в России произошла кардинальнаясмена значения хлеба в жизни обществаи в системе потребления людей. Хлеб был,действительно, всему голова на протяжениимногих столетий отечественной истории.Однако больше это не так.

Потребление хлеба вРоссии неуклонно падает, причем быстро.За десять лет оно снизилось на четверть.Процесс идет настолько быстро, что заэтим феноменом не поспевают не толькообщественные силы, пытающиесяэксплуатировать данную тему, но игосударство.

В прошлом августеМинистерство здравоохранения установилоновые рекомендуемые нормы потребленияосновных пищевых продуктов. Средипрочего для россиянина среднего возраста,не занятого серьезным физическим трудом,была установлена рекомендуемая планкаежегодного употребления хлеба не более96 килограммов в год. Это был серьезныйпрогресс в сторону уменьшения, потомучто за шесть лет до этого данный показательсоставлял 95-105 килограмм.

В июне же уже этого годаглава Минпромторга Денис Мантуровозвучил уровень реального потребленияхлеба в России, которое в данный моментсоставляет 49 килограмм на человека вгод.

Рацион россиян далекот идеального, о чем регулярно бьюттревогу компетентные структуры. В немне хватает фруктов, мяса, рыбы и другихважных для здоровья продуктов. Однакопроблемы хлеба там нет.

Хлеб перестал бытьключевой составляющей российскогостола, потому что люди переключилисьна другие продукты – не из-за дефицита,а наоборот – из-за возросших возможностей.

Именно поэтому любыепопытки давить на эту «больную мозоль»для достижения политических целей нынев России бессмысленны, просто потомучто ее – этой «мозоли» - больше несуществует вовсе. В стране осталисьтолько воспоминания о значении хлебадля страны в прошлом, но эти воспоминанияне имеют власти над обществом.