— 15 апреля, 2021 —
 
Общество

Если нужна сплочённость - придётся отменить покаяние

Главным спорным вопросом и главной спорной темой в нашем обществе сегодня стало отношение к СССР и его распаду

ПредседательГосдумы РФ Вячеслав Володин сказал наоткрытии Всемирного русского народногособора, что у России четыре базовыеценности. Из них две – сплоченность исправедливость.

Высшеймиссией власти спикер в тойже речи назвал стремление к консенсусупо главным вопросам и поиск общественныхкомпромиссов по спорным темам.

Главнымспорным вопросом и главной спорнойтемой в нашем обществе сегодня сталоотношение к СССР и его распаду. Те, ктовыиграли от августа 1991-го, уже четвертьвека непрерывно и публично называютсовками тех, кто о революционном августесожалеет.

Давайтепосмотрим, как элиты новой Россииустремляются к консенсусу и общественномукомпромиссу в этом споре.

В 1991 годунасильственный отъём власти у первогопрезидента СССР Михаила Горбачевапроизвел первый президент РСФСР БорисЕльцин.

12 июня 1991года Борис Ельцин был избран президентомРСФСР.

Во времястранного путча 19 августа 1991 года Ельцинназначил себя главнокомандующимВооруженными силами на территорииРоссии.

23 августапрезидент РСФСР Ельцин потребовал отпрезидента СССР Горбачева не приниматьникаких кадровых решений без согласованияс ним. Фактически президент СССР быллишен власти.

24 августаСовет министров РСФСР возложил на себяруководство всеми союзными министерствамина территории РСФСР.

25 августауказом Ельцина все движимое и недвижимоеимущество КПСС и КП РСФСР, включаяденежные и валютные счета, сталигосударственной собственностью РСФСР.

Вслед заРСФСР управляющие союзные структурыподчинили себе остальные союзныереспублики СССР.

8 декабря1991 года руководители трех союзныхреспублик – РСФСР, УССР и БССР – вБеловежской пуще объявили о прекращениисуществования СССР.

РаспадСССР обрек большую часть населениябывшего СССР на страдания в виде лишениясредств к существованию, кровавых войни национальных конфликтов. Не зря женынешний президент России ВладимирПутин назвал распад СССР величайшейгеополитической катастрофой ХХ века.

Однакофедеральные СМИ до сих пор продолжаютубеждать нас, что в августе 1991 годапрезидент Ельцин победил путч, а неразвалил СССР. Вот, к примеру, заголовок«Российской газеты» 2016 года на эту тему:«ВМоскве отметили годовщину победы надпутчем в августе 1991 года».

РомантикаАвгустовской революции 1991 года закрепленав большом и дорогом музее под названием«Ельцин-центр», в памятниках первомуПрезиденту РФ, в названных его именемфедеральном университете и Президентскойбиблиотеке.

Параллельно с процессомувековечивания памяти героев 90-х годовгазеты, телеканалы, кинофильмы,литературные журналы и книгоиздателидружными усилиями двадцать пять летрисовали (и местами продолжают рисовать)исключительно в мрачных тонах жизнь вСССР, свергая с пьедесталов героевсоветского периода. А всех родившихсяв СССР ежедневно призывали и призываюткаяться в преступлениях большевиков.

«Ho вот,пришла ли в покаяние наша интеллигенция,столь много потрудившаяся над созданиемкрушения государственного строя итеперь являющаяся единственной и главнойвиновницей позора и гибели нашейРодины?.. Должны сказать, что нет. Нетдаже признаков сознания своей вины,своей преступности, нет признаков ипокаяния... Та же печать, именуемая нынебуржуазной, совершенно молчит о грехахсвоих пред родиной и родной себе no духуинтеллигенции: нет сознания того, чтовся переживаемая сейчас горькаядействительность есть созревший плодтех семян, кои так старательно сеяласама интеллигенция в течение многихлет», – эти слова произнес ЕпископСеленгинский Ефрем, выступая 22 января1918 года на собранииСвященного Собора Православной РоссийскойЦеркви. Он говорил о вкладе интеллигенциив Февральскую и Октябрьскую революцию1917 года.

«He осталосьв стороне от общего греха, от этогопереживаемого теперь воистину сатанинскогонаваждення и наше духовенство, являющеесяв своем роде тоже интеллигенцией», –добавляет он.

Оченьсозвучно нашему историческому моменту,не правда ли?

«Независимоот того, желаем мы этого или нет, но оттемы репрессий уйти не удастся. В 2017году эта тема зазвучит вновь, и важноуже сейчас задать правильную тональностьэтому разговору, – обращалсяк телезрителям 9 октября 2016 года стелеканала «Россия 24» председательОтдела внешних церковных связейМосковского Патриархата митрополитВолоколамскийИларион. - «Мы никого нехотим специально обвинять, не хотимочернять наше прошлое. Мы любим нашустрану и гордимся ее историей в хорошемсмысле этого слова. Но в то же времянельзя черное называть белым, а злоназывать добром».

Евангелие, в своюочередь, предписываетхристианам не судить:

«не судите, да не судимыбудете,

ибо каким судом судите,таким будете судимы, и какою мероюмерите, такою и вам будет отмерено,

зачем ты смотришь насоринку в глазу брата твоего, а бревнав своем глазу не чувствуешь?» (Мф., 20зач., VII, 1-8)

Нет. Многим мало.

«Столетие революции вРоссии отмечают Акцией национальногопокаяния», сообщаетнам российское агентство «Интерфакс».

«Этот выпуск программыпосвящен необходимости и возможностипокаяния за революцию», вторят«Интерфаксу» российские священники ипоэты на радио «Свобода».

Почему я должен каятьсяза поступки, которых не совершал?

Почему я должен судитьтех, кого даже в глаза не видел?

Эти справедливые вопросызадает себе каждый нормальный человек.Причем не только в России.

12 марта2000 года, во время мессы в римской базиликеСвятого Петра, Папа Иоанн-Павел Второйпублично покаялся в «большой тройке»грехов, совершенных католическойцерковью на протяжении ее двухтысячелетнейистории: крестовые походы, инквизиция,поведение церкви во времена Холокоста.

Папа каялся хоть ипублично, но слова покаяния произносилтолько он.

Он каялся хоть и публично,но не перед обществом, а перед Господом,в молитве, обращенной к Нему.

Он каялся как предстоятельтой Церкви, что инициировала и совершилаэти недостойные деяния.

Правда,кардинал Ратцингер (будущий Папа БенедиктXV) тогда связалпокаяние Иоанна-Павла Второго с разваломСоветского Союза. Мол, ноша борьбы сатеизмом упала, можно и на собственныегрехи взглянуть. 

А протоирей православнойцеркви Америки, отец Леонид Кишковскийзаявил нарадио «Свобода», что Папа Римский«извиняется за грехи конкретныхличностей, но не отождествляет их смистическим образом самой церкви.Церковь все же является телом Христовыми поэтому она, как таковая, не являетсягрешным институтом». 

Оздоровилоли это покаяние Папы католическуюцерковь или Европу с Америкой?

Нет. Европаизбавляется от церквей, пишутгазеты.

Удержалоли покаяние Папы Европу и США от новыхкрестовых походов?

Нет. В 2001году США принесли военным путем«Несокрушимую свободу» в Афганистан идо сих пор там воюют.

В 2003 годукоалиция США и их европейских союзниковнапала на Ирак и разрушила его.

В 2011 годуамериканцы с европейцами уничтожилигосударство в Ливии. С 2012 года христианскаястрана США снабжаеторужием террористов, уничтожающиххристиан в Сирии.

И все этов крестовых походах за демократию.

Что принесликрестовые походы после покаяния Папысегодняшним христианам? Мусульманизациюхристианских стран.

Чего хочет добитьсяроссийская власть от своих гражданпутем их покаяния за грехи государства,которого уже не существует? Конкретно?Кто-нибудь из призывающих к покаяниювообще задавал себе этот вопрос?

Возможно ли прийти кконсенсусу и общественному согласию вРоссии, когда элита постоянно требуетпокаяний от части общества, котораяпострадала от августа 1991-го, чтобыумиротворить часть общества, котораявыиграла от августа 1991-го?

Душучеловека может вылечить раскаяние лишьв собственном грехе. Потому что этотгрех пережит физически. Если же человекапостоянно тычут носом в чужие проступки,ничего, кроме раздражения, у него этовызвать не может. Потому что этонесправедливо.

Вгосударственном масшстабе сама историягосударств и есть покаяние их народов.Не смог народ отстоять свое государство– он осужден и наказан его распадом.Жизнь после этого можно наладить толькотяжелым трудом рука об руку, плечом кплечу, без лишних слов.

Выудивляетесь, что народ любит Сталина.Но это ведь Сталин сумел после ужаснойГражданской войны добиться такогосогласия между «бывшими» и «красными»,что они вместе построили совершенноновую страну. Это Сталин предпочелтрадиционный для России Московскийпатриархат «красным» обновленцам изПравославной Церкви СССР. Предпочелпотому, что такой почувствовал волюправославного народа. Он не ждал, когдаодни зауважают других. Он просто пригласилк работе тех, кто был способен работатьи кто хотел работать на благо Отчизнывместе с такими же трудягами.

Уважениеи согласие не падают с неба. Государстводолжно призвать к делам развития техготовых к труду людей, кто уже сегодняуважает друг друга и согласен работатьвместе. И уважать их со своей стороны.Вот это будет консенсус.

По-настоящемулюдей сплачивает либо общее горе, либообщий труд. Горя мы уже нахлебались.Хватит.

А кто хочеткаяться, пусть кается и за Февраль-ОктябрьСемнадцатого, и за Август Девяностопервого одновременно. Так будетсправедливо.

И давайтене будем стыдливо говорить об Октябрьскойреволюции 1917 года «А в связи с чем этонужно праздновать?». Октябрь Семнадцатогоравновелик Великой французской революциии по масштабу государственных потрясений,и по масштабу государственныхпреобразований и мировых достижений.Лозунг «Свобода. Равенство. Братство»не кажется опаснымдля тех, чьи предки были крепостными,ублажая потребности своих господ. Онкажется им справедливым.

Давайте лучше помнитьо великих свершениях наших предков ивспоминать о них каждый год 7 ноября.Как вспоминают французы свою La Révolutionfrançaise 14 июля, в День взятия Бастилии.Они не упоминают Бастилию в названииэтого праздника. Они назвали егоНациональный праздник –  La FêteNationale. Или – Четырнадцатое июля. И началиего отмечать ровно через сто лет послеВеликой французской революции.