— 26 апреля, 2024 —
 
Общество

Гений и злодейство: как вернее отделять мух от котлет

Что делать с анонимными дарованиями из мест заключения

Мне на редакционную почту пишет хорошо знакомый литератор, пересылая стихи неизвестного поэта, которого ему, в свою очередь, порекомендовала одна хорошая знакомая.

Стихи во всех отношениях приличные и достойные публикации.  В выходящий номер, за неимением места, уже не попадут, но в следующий, очень даже с удовольствием. Автор интересный, проживающий в одной из бывших союзных республик.

Одним словом, вполне себе может случиться успешное продвижение в народ доселе незамеченного таланта, в чём, собственно, и заключается сама суть нашего издания.

Прошу прислать мне несколько строк об авторе, которыми он сам представит себя читателям.  Автор (через всё ту же « знакомую знакомого литератора ») присылает небольшой абзац, написанный с некоторым кокетством и заканчивающийся фразой такого содержания: "В настоящий момент отбываю наказание, или попросту говоря сижу в тюрьме".

Прошу у хорошо знакомого литератора, переславшего стихи, выяснить, о чём речь и за что, конкретно, автор отбывает наказание в тюрьме одной из бывших союзных республик (на всякий случай : не Украины).

Литератор списывается со своей хорошей знакомой, порекомендовавшей автора и, посовещавшись, оба присылают мне тот же самый абзац, просто убрав из него всякое упоминание тюрьмы.

Я тактично настаиваю. Мне отвечают вопросом: тебе это важно? - Важно. -Да почему? ! Далась тебе эта тюрьма! Он - талант, а это самое главное. Талант нужно продвигать, независимо от его внутреннего и внешнего содержания: печатай "в тёмную", как Фемида, с завязанными глазами. Ему и так не сладко, а ты тут разводишь жалкий бюрократизм, вместо того, чтобы поддержать поэта ! Какая разница, за что человек сидит, если он пишет отличные стихи? 

Объясняю, что для стихов - никакой. Для их публикации разница серьёзная.

Если этот человек сидит по политическим соображениям, или за непреднамеренное убийство, например, в целях самозащиты или защиты другого, или за то, что покалечил кого-то в пьяной драке, или случайно сбил автомобилем, или за мошенничество, или за растрату, за неуплату налогов, за воровство, наконец - за что угодно из подобного списка, у меня не возникает возражений, чтобы опубликовать в литературном издании его хорошие стихи.

Это отнюдь не значит, что всё перечисленное я лично одобряю. Просто в каждом из этих случаев можно отделить мух от котлет и напечатать авторские произведения с чистой совестью, пока автор отбывает заслуженное наказание за содеянное им, вне литературной сферы.

Отсидел, искупил, вышел - твори дальше.

Если этот человек сидит за преднамеренное убийство в корыстных целях или за изнасилование ребёнка, продвигать его литературное творчество я не стану.

Мне говорят, ах, ах, это что-то из морали?.. Но на вопрос так и не отвечают.

A мне кажется, это что-то "из души", нечто вроде предела, которого  ни в коем случае нельзя преступить.

Всё остальное можно понять, простить и поправить.

А вы как думаете?