— 28 мара, 2024 —
 
Общество

Застрявшие между мирами: к несостоявшемуся юбилею Революции

Макарбический «страшильный» миф и дом, разделившийся сам в себе, - негодные инструменты для конструирования реальности

Если слепорожденногоили давно ослепшего человека вновьвернуть в мир зрячих, привести из тьмы– в свет, то за границами привычногомира мрака человек долго будет чувствоватьсебя чужим. Известен случай, когда одинтакой пациент, обретя зрение, впал втяжелую депрессию и умер.

Это происходитпотому, что мозг человека слепого неимеет с рождения либо со временемутрачивает связь с визуальным миром.Для «бывшего слепого» невозможнопересчитать предметы, не прикасаясь кним, слива для него будет всегда гладкойи вощеной, но никогда – синей.

Один из прозревшихиспытал потрясение, когда увидел, чтогорячо любимая им жена некрасива, а самон – низкоросл и невзрачен. Для тогочтобы принять некомфортную реальностьсвета, нужны сила и труд, кропотливаяработа, напряжение интеллектуальнойдеятельности, чтобы обрушившийся натебя поток информации из какофониикасок и цветов превратить в стройнуюсимфонию красоты мира.

Безусловноеблаго и бесценный дар прозренияоказываются сокрушительным испытанием,с которым не каждому удается справитьсябез потерь и ужаса. Значительная частьпрозревших так и продолжают жить награни двух миров – мира слепых и миразрячих — так до конца и не прибившисьни к одному из них. В мире вечной тревоги,настороженности, полумифа, вечногожелания сбежать в привычную тьму.

Человека нельзяпринудить быть зрячим: «Доктор, мне ненужен Свет!» - Говорит Иоланта, напуганнаявозможностью прозрения в одноименнойопере у Чайковского. Человек долженхотеть захотеть света сам, как сто летназад люди захотели сами, чтобы видеть«и снег, и ветер, и звезд ночной полет».

Позже, когдатревожная даль несбывшегося будущегобыла отменена и вытеснена буколическойкартинкой карасика в пруду и прочегодетства Никиты, оказалось, что ничегоне изменилось: новый мир света необогатил, не преломился новой захватывающейкартиной. Но снова опрокинулся вкомфортную тьму, не породив желания ниосмыслить, ни осознанно пережитьприобретенный опыт, ни использоватьпредложенные им выгоды. Просто – побегтуда, где «зрячих пальцев стыд».

В одной «юбилейной»дискуссии на тему того, хотим ли мыреволюции снова, дискуссии, признаться,всегда связанной с толчением воды вступе и неизбежно праздной, потому чтоничего не будет, как было, и никогдаистория не вернется на ту же точку,выткались два очень иллюстративных иэмоциональных мнения.

Первое –комическо-зомбическое: «Странный вопросдля нормальных людей. Нет, не хочу. Склепу церкви, где было похоронено несколькопоколений моих предков, был разграблен,а черепами играли в футбол местныемальчишки, причем один череп был сдлинной черной косой, и мы знаем, чейон. Не хочу такого никому ни с какойстороны».

И второе –абсолютно трагическое: «Спаси Господи!Вчера я должна была присутствовать напанихиде по Белым казакам галлиполийцам(яказачка и по маме и по папе,у меня все 4прадеда воевали в Белой армии,двоепогибли)..Так я с Черемушек не могладоехать-все перекрыто и толпы старикановс плакатами и флагами-праздновали этотнациональный позор! Мой отец(внук двухказаков,коренной казак)..Коммунист исталинист 78-летний,прабабушка так и несмогла его маленьким покрестить..Такон отмечал со своей ячейкой с бывшейработы, они потом кафе снимали(старыехрены,их парторг 85 лет..)!Так довольныостались-Зюганов им такой праздникустроил..Какие то польские,немецкие,итальянские стариканы-коммунистысьехались..Что скажешь?Мне деды отцаближе и роднее чем ему-получается».

Комизм первой«байки из склепа» в том, что в странесамой образованной в мире странепобедившей (во многом и благодаря тойсамой революции) десятилетки, колосятсявот такие «родовые предания» оскорбительногоуровня антинаучности, будто срисованныепылким воображением из фильма про «живыхмертвецов».

Этот зловещий«череп с косой», он же – символ застреванияв темнейшем мифе, без какой-либо сверкис действительностью, прямой наследник«страшных историй» из пионерлагеря,которыми дети пугали друг друга послеотбоя.

Меж тем бесовскаянаука криминалистика прямо костянойрукой из «Справочника следователя»извлекает сведения о том, что мягкиеткани истлевают через год, а чтобы черепсвободно отделялся от позвоночника,должны истлеть хрящи и связки, истлеваниекоторых происходит дольше, чем истлеваниекожи и мышц.

Но вот этим вотцветистым некрофилически-родовым мифом,без какой-либо сверки с реальностью,измеряется одно из важнейших событийв отечественной истории. Нерационально-осмысляюще, аэмоционально-ужасающе.

Второе мнениетрагично именно потому, что оно невыдумка, а горестная иллюстрация того,что поколение дедов и прадедов смоглопримирить себя в истории, а вот отцов идетей – нет. И если это так невыразимонепримиримо и невозможно в пределаходной семьи, где помимо идей и смыслов,все же есть любовь и родственные чувства,то как сильно будет полыхать этанепримиримость и непримиренность вобществе в целом, где, естественно, нетак много место для иррационально теплыхчувств.

Аналогия с«прозревшими» в данном случае, в сущности,рвуще проста. После «перестроечных»разоблачений и переоценок, после 1991года можно абсолютно по-разному относитьсяк событиям столетней давности, ноочевидно одно – их необходимо оценитьи осмыслить, исходя из всей полнотыфактов, путем напряженной и работы путемпонуждения себя к принятию и осознаниютого, что слива не только гладкая, но исиняя.

Макарбический«страшильный» миф и дом, разделившийсясам в себе, - негодные инструменты дляконструирования реальности, в которойзреет будущее. Через эмоциональноевосприятие истории затекает тьма ивозвращается слепота. Колосистаямифология заболачивает колодец будущего.