— 15 апреля, 2021 —
 
Общество

Почему невинны фашисты, но не красные

К потомкам гитлеровцев у нас зачастую относятся куда более нежно, чем к потомкам жителей СССР

История с уренгойскиммальчиком в Бундестаге очень поучительнав проекции на внутренние проблемыпримирения в России. Эта история показала,что к потомкам гитлеровцев у нас зачастую относятся куда более нежно, чем к потомкамжителей СССР, переживших ВеликуюОктябрьскую социалистическую революцию.

Кто писал речь школьникуи кто выбрал формулировку о «невинности»фаишистского солдата, нам, видимо, уженикто скажет. Однако удивляет защитамальчика на высшем государственномуровне. «Очевидно, школьник не имел ввиду ничего плохого и волновался, когдавыступал в бундестаге», — заявилпресс-секретарь президента РФ ДмитрийПесков. Оказывается, виновато волнение,а не тот, кто писал для школьникапроизнесенный им по бумажке текст.

По-видимому, логиказащитников уренгойского школьникапроста: сегодняшние немцы не виноватыв преступлениях своих отцов и дедов, азначит, нечего ворошить прошлое.

Как говорил геройкомедии Гайдая «Операция Ы», сейчас клюдЯм надо помягше, а на вопросы смотретьширше.

Ладно. Тогда почему этуже логику в нашем сегодняшнем государствене применить к СССР и так называемым«совкам»?

«Сейчас некоторыеговорят: зачем вспоминать о тех репрессиях,ведь все это было давно, и если мы сейчасначнем говорить об этом, то взбудоражимобщество, которое, наоборот, мы должныстремиться примирить. Мне кажется, издесь позиция Церкви выражена оченьчетко, что замалчивание историческихфактов не ведет к примирению в обществе»,– рассуждаетв телеэфире председатель Отдела внешнихцерковных связей Московского Патриархатамитрополит Волоколамский Иларион.

Многие живущие сегодняв России бывшие советские люди имеют всвоих семьях репрессированных, нопредпочитают не затрагивать эту тему – дело прошлое. Месть – плохое чувство.Пережили и забыли. Жизнь продолжается– это главное. И позиция некоторыхправославных, настаивающих на постоянном«размазывании» почившей в Бозе Советскойвласти вызывает нехорошую ассоциациюсо средневековым жутким синодом католиковнад телом папы Формоза.

В 2015 году премьер-министрРФ Дмитрий Медведев утвердил Концепциюгосударственной политики по увековечениюпамяти жертв политических репрессий.«В ходе реализации Концепции предполагаетсясоздать музейно-мемориальные комплексыи тематические экспозиции по историиполитических репрессий, разработатьучебные пособия и образовательныепрограммы, создать базы данных, издаватькнижно-журнальную и аудиовизуальнуюпродукцию, осуществить ряднаучно-исследовательских работ, провестиконференции, семинары и т.д.

Принятые решения поувековечению памяти жертв политическихрепрессий призваны способствоватьразвитию партнёрского взаимодействиягосударства и гражданского общества,укреплению межпоколенческих связей,преемственности культурного опыта,патриотическому воспитанию молодёжи»,– говорится в Распоряжении№1561-р от 15.08.2015 г., подписанном ДмитриемМедведевым.

«Так случилось в нашейстране, когда при советской властиповсеместно и в разные годы по политическиммотивам репрессировали миллионы людей,– предлагаетучителю с таким текстом обратиться кученикам детальное учебное пособие«Изучение в школе истории сталинскихрепрессий». – Политические репрессииначались с первых дней советской властии продолжались до рубежа 1991–1992 годов,когда из пермских политзон вышли насвободу последние политическиезаключенные», – продолжает методичкаоб изучении в школе репрессий, изданнаяв 2015 году.

«Учащимся следует иметьпредставление о следующих характерныхчертах сложившейся в 30-е годы ХХ векасистемы отправления власти

  • Определяющая роль насилия в идеологии и практической деятельности большевиков

  • Жестокость большевистских руководителей (Ленина, Сталина и других) по отношению к собственному народу

  • Преступный характер отправления власти советскими вождями (Лениным, Сталиным и другими

  • Тотальный обман народа

  • Мобилизационная модель решения экономических и социальных проблем, в частности, рельефно проявившаяся в кампаниях по повышению производительности труда (ударничество, «стахановское движение» и т. п.), в борьбе с «врагами народа», мобилизации рабочей силы (фактическое прикрепление работников к предприятиям, использование труда спецпоселенцев и заключенных, трудовые мобилизации граждан «враждебных советскому народу национальностей» и т. п.)»

Вполне естественно,что при таком подходе у школьниковформируется убеждение об СССР как опреступной стране, населенной исключительнопалачами и их жертвами.

Работа со школьникамив этом деле авторами учебного пособияпродумана до тонкостей. Детям предлагаютне только смотреть фотографии идокументальные фильмы из серии«Исторические хроники» Н.Сванидзе споследующим их обсуждением. Школьникидолжны изучить репрессиии что называетсяна себе – войдя в образ репрессированногоили его ближайшего родственника. Кпримеру, написать письмо о «раскулачивании»,составить посылку заключенному ГУЛАГас последующим эвристическим обсуждениемсвоих действий. Затем учитель долженорганизовать обсуждение написанныхшкольниками текстов в малых группах,организовать ролевые игры и дискуссиис дебатами, к примеру, на тему «Нужны лидействия по преодолению тоталитарныхпрактик?».

«Обязательно следуетспросить членов команд, какие чувстваони испытывали во время дебатов, неиспытывал ли кто-либо дискомфорт? Почему?Это важно, поскольку невербализованныенегативные эмоции могут воздействоватьна психику угнетающе», инструктируетучителя учебное пособие.

Упомянутая методичкадля учителей истории рекомендует участиешкольников в митинге в День памяти жертвполитических репрессий с возложениемвенков и зажжением свечей, а такжеэкскурсии по местам репрессий, потомучто «в России трудно отыскать территорию,где нет мест, связанных с политическимирепрессиями». По поводу экскурсий авторыметодички отмечают, что «эффективностьпассивного участия в экскурсии не стольвелика». А значит, «желательно поставитьучащегося в субъектную позицию, сделавего активным действующим лицом, датьему возможность самостоятельно открытьпамятные места».

«Хочется верить, что,приобщившись таким образом к нашейистории, вы будете ценить ее во всеммногообразии, потому что не патриотичноизбирательно любить Родину, выделяятолько счастливые страницы, те, которымиможно и нужно гордиться». Этой рефлексией,по совету авторов учебного пособия осталинских репрессиях, учитель должензакончить экскурсию по местам боли истраданий.

Мне почему-то кажется,что примерно такими же инструкциямимогла быть снабжена деятельностьуренгойских школьников, изучавшихкладбища немецких военнопленных вРоссии.

В связи с организациейпо методичке рефлексий российскихшкольников о сталинских репрессияхвспоминается, как долго и много намрассказывали о покаянии немцев запреступления Гитлера. Немцы действительнокаются. Но только за Холокост. Обуничтожении десятков миллионов советскихграждан речи в этом покаянии нет. «Сейчасв немецких школах учат точное числоумерщвлённых нацистами евреев и цыган,однако про три миллиона погибших в пленусоветских солдат (подпадающих подопределение холокоста в широком смысле)немцам неизвестно – так же как и промиллион жертв блокады Ленинграда, и протысячи сожжённых деревень в СССР», –свидетельствуетроссийский журналист Георгий Зотов.

Со времени украинскогоМайдана и присоединения Крыма к Россиинаши государственные СМИ постояннорассказывают о двойных стандартах ифальсификации истории со стороны нашихбывших зарубежных партнеров. При этомнельзя сказать, что и двойные стандарты,и фальсификация истории обнаружилисьименно в 2014 году. У всех на глазах этипроцессы шли почти три десятка лет, новсе это время на государственном уровнев России их предпочитали не замечать.

Точно такие же двойныестандарты видны невооруженным глазомво внутренней политике России, когда содной стороны нас призывают к патриотизмуи объединению, а с другой – клеймятОктябрьскую революцию и поганый СССР,называя его тюрьмой народов, какбольшевики называли дореволюционнуюРоссийскую империю. И выход из плоскостивнутренних двойных стандартов пока непросматривается.

А ведь он есть.

Чтобы состоялосьпримирение, нужно принять, что сегодняшниежители России – не несут ответственностиза поступки предков, ни красных, нибелых. И объединить историю России иисторию СССР как историю одногогосударства.