— 18 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

​Человек жующий

В начале третьего тысячелетия от Рождества Христова в моду вошёл человек, пробующий всё на ощупь и на вкус

В начале третьего тысячелетияот Рождества Христова в моду вошёлчеловек, пробующий всё на ощупь и навкус. Человек чувственный, человекжующий. Биография великих людей теперьне мыслится иначе как через постельныеприключения, а приобщение к высотамдуха – через дегустацию тех блюд, которыепредпочитал титан духа, и указание, гдесегодня такие же кушанья могут отведатьсолидные господа. Активно заплодоносилипредставители невиданных прежде вРоссии профессий – ресторанные критикии специалисты-бордельеро. Грянул культ«раскрепощённого тела».

Это тело и лечится снадобьями ссоответствующими названиями. Заходишьв аптеку и видишь в продаже препарат сназванием «Санта-Русь». «Санта-»–транслитерация католических названийи означает «святая», «святой»: бываетСанта-Мария, бывает Санта-Клаус. Уж если«Русь», так «Святая». Но как-то не идёт.Ведь лекарство-то – от поноса! Какаяфилософская мысль при этом была в головетех, кто изобретал название? Что было вмозговой коре этой головы, а что, гм, вподкорке? Глум? Зато раскидисто, широко,как бы мейд ин не наша, значит –качественное и с модной издёвкой надродиной и её историей. Вообще с названиямилекарств творится ныне что-то чрезвычайнолитературное и изящное до обморока.«Виардо» и «Медный всадник» – лекарстваот простатита. «Золотой конёк» и «Красныйкорень» – от импотенции. «Мадонна» скартинкой Рафаэлевской богоматери смладенцем – витаминно-минеральныйкомплекс. «Санта-Русь» вписалась в этотряд вполне органично.

Древний мифологический принципгласит: инвокация вызывает эпифанию.Иными словами, что закликнешь словом,то и явится. Также недуг как антимир вмагическом мироощущении требуетантиповедения, поэтому суеверные людиубеждены, что дурными, бранными словамиможно прогнать болезнь, она испугаетсяи убежит. В любом случае этот принцип«правильного слова» лежит в основемагии, но никак не научных представленийи не христианского отношения к проблемамздоровья.

Что изволите на десерт, когдавылечитесь от всех болезней? Вот вБелоруссии протестантки-затейницыиспекли тортвесом 25 килограммов в формеБиблии – в честь 500-летия издания Св.Писания Франциском Скориной (ил. 1). Ирадостно скушали. Надо полагать, особоевдохновение они испытывали, вонзая ножв такое Писание и поглощая его допоследней крошки. Вообще торты в формеБиблии – довольно распространённаякулинарная форма в разных частях света.

Кому показалось мало, тот можетотведать тортик в форме головы Христа,изготовленный в США. Терновыйвенец из тёмного шоколада, говорят, повкусу прекрасно гармонирует с шоколадоммолочным, из которого сделана кожаИисуса. Попробуйте Бога на зубок,приглашают кулинары. Сначала можно носоткусить, потом и глазки.

Заглянешь в наш винный отделмагазина, шикарно ныне именуемогопростым русским словом «шоп», и видишьвина «Душа монаха», «Старый монах»,«Орден монаха». И в каком это смыслевино – «душа» клирика? В смысле «истина– в вине»? Так думали римляне-язычники,христиане придерживаются на этот счетнесколько иного мнения. Зато круто, ведьи с причастием вино почему-то связано…Правда, когда скажешь приятелю, чтовыпил «душу монаха», как-то серой тянет…А вот еще «Исповедь грешницы красноеполусладкое» и «Исповедь грешницы белоеполусладкое». Красная исповедь почему-тостоит дороже белой. Ну, на Западе давносуществует вино «Христовы слёзы», такчто есть с кого брать цивилизованныйпример.

Конечно, душа больше пищи (Матф.6.25), и не входящее в уста оскверняетчеловека, а исходящее из уст его (Мк.14-23). Однако пища передаёт важнейшие длясоциума общественные коды. В Евхаристиимы причащаемся Телом и Кровью Христапод видом хлеба и вина, и никто из христианне станет причащаться просфорой в формеглавы Иисуса, откусывая от неё нос. Нуне выходит два в одном. Тут или крестсними, или штаны надень. Содержаниетребует определённой формы. Ты иливеруешь, или глумишься, и фифти-фифтине бывает. Сказано: если соблазняет тебятвой глаз, вернее его вырвать, а если всоблазн вводит рука, отсеки её, ибо этолучше, чем быть ввергнутым в гееннуогненную (Мф. 5, 29-30). В глубокой древностиакт еды трактовался космогонически:как умирание и воскресание космоса. Вэтом и состоит в самом общем смыслетаинство Евхаристии, но и вообще ритуалы,связанные с трапезой и особым к нейотношением, – непременная составнаячасть обрядов календарного цикла, днейрождения, свадьбы, похорон.

Все эти «мелочи жизни» – сакральныеслова и формы, придаваемые неподобающимпредметам, – на самом деле выглядятпрямым кощунством. А кощунство – смертныйгрех.

А вы говорите – «мелочи». Изтаких-то мелочей и жизнь наша складывается.Как? Благочестиво? Ну, с именем музыТургенева и поэмой Александра Сергеевича,со сладкой Библией на десерт и предлагаемойпод ваш нож головой Спасителя. Всё вцветах, все в кисее и во фраках, обитаютв эмпиреях и заняты духовностью. Этотолько бездуховным лузерам вроде менячего-то не хватает, а что-то чересчур,всё ноют и ноют, образованность своюхочут показать, потому и говорят онепонятном. А вот она – духовность.Навалом. Бери – не хочу.