— 29 мара, 2024 —
 
Новый кризис

Ограбить Россию: сможет ли американская ФРС уронить рубль перед выборами

Риски для финансовой стабильности в России в целом снизились, однако в 2018 году не исключены всплески

Рискидля финансовой стабильности в Россиив целом снизились, однако в 2018 году неисключены всплески волатильности,заявила первый зампред ЦБР КсенияЮдаева. Основные риски, по мнению ЦБР, связаны с "монетарной политикой ведущихцентробанков" (то есть слишком резким повышением процентной ставки американским ФРС) игеополитикой. Злые языки говорят, чтообострение ситуации на Востоке Украинывозможно ближе или во время проведенияв России Чемпионата мира по футболу.

Носамое интересное другое. ЦБР, по словамЮдаевой, в случае возникновениярисков на рынке облигаций федерального займа (ОФЗ) при потенциальномужесточении санкций может задействоватьсвои инструменты для поддержки рынка.В документе о расширении санкций вотношении России на сайте КонгрессаСША говорится, что в будущем санкциимогут быть наложены и на государственныйдолг России. Один из пунктов документагласит, что в течение 180 дней КазначействоСША и управление Национальной разведкидолжны предоставить конгрессу детальныйдоклад о потенциальных последствияхрасширения санкций США на ОФЗ, евробондыи деривативы.

Пооценкам участников рынка, доля нерезидентовна рынке ОФЗ превышает 30%. И егодестабилизация прежде всего несет рискидля курса российского рубля (из-заподъема цен на нефть проблема дефицитабюджета стоит не так остро, как казалосьранее). Имеются ожидания, что в случае негативногосценария курс рубля может упасть примерно на 15% от текущего уровня. При этоми без всякой политики слишком резкоеповышение ставки ФРС может вызватьраспродажу российского внутреннегодолга. 

Все риски, озвученные ЦБР, конечно,серьезны и справедливы. Хотя конечно ине факт, что будут реализованы. Мы можемдобавить еще и коррекцию на американскомрынке акций, которую ждут очень давно и которая может вызвать распродажу всехактивов развивающихся рынков – валют,акций и облигаций. Конечно, ЦБР такжеобладает серьезными ресурсами: это нетолько международные резервы в размере$427 млрд, но и ресурсы главной дочки ЦБР– Сбербанка.

Какмы хорошо знаем, ЦБР не очень любитвмешиваться в динамику рынка. С другойстороны, в год президентских выбороввласти, вероятно, озаботятся финансовойстабильностью. Именно об этом говорятслова госпожи Юдаевой, которые которые внушают умеренный оптимизм всем держателям российских ценных бумаг и российской национальной валюты.

Насамом деле в большей или меньшей степенириски на российских финансовых рынкахи в глобальной экономики существоваливсегда. Реальной, например, в 2003 году былаугроза дефолта по внешнему долгу. ТогдаРоссию спасла дорожающая нефть и начало "юкосовской" истории. Просто до печальнойистории с банкротством LehmanBrothersв 2008 году и последовавшего за ним падениякотировок акций и рубля представителироссийского ЦБ, да и аналитики большинствафинансовых компаний, предпочитали неговорить о них вслух, чтобыне спугнуть инвесторов. Ведь инвесторы - это комиссионные брокера, а комиссионныеброкера - это бонусы, в том числе исотрудников аналитических отделов. 

В результате объективная картина прошлого до публики иногда доносится, а вот настоящего - довольно редко.