— 24 апреля, 2024 —
 
Политика России

Эта элита сломалась, несите другую

​Заметили вы или нет — но из криминально-скандальной хроники России постепенно, с каждым годом, вымывается т. н. Золотая молодёжь

Заметили вы или нет — но из криминально-скандальной хроники России постепенно, с каждым годом, вымывается т. н. Золотая молодёжь.

По сравнению с разгаром нулевых российская элита второго поколения то ли ведёт себя на порядок законопослушнее, то ли попадается куда реже. Во всяком случае, скандально-уголовная сторона её жизни сейчас крайне бедна.

Как, впрочем, и вообще её публичные проявления.

Этому есть, разумеется, простое объяснение. Последняя условная «революция» в России произошла почти двадцать лет назад. «Бархатная гражданская» с частичной заменой владетельного слоя — завершилась пятнадцать лет как.

И поэтому большая часть отжигов т.н. золотой молодёжи пришлась на годы, когда и сами элитарии, и их дети были новичками на верхушке российского социального баобаба.

После того, как страна была пропущена через центрифугу последнего десятилетия (война в Осетии, Болотная, Крым,  санкции Донбасс, санкции, Сирия, санкции), – произошла, судя по всему, кое-какая сепарация.

То есть совсем непригодные и уже не очень юные дети сплавлены (зачастую вместе с матерями) кочевать по маршруту Милан-Лондон-Ницца.

Далее следует обширное промежуточное звено. Я про «мёртвые вип-души», числящиеся студентками МГИМО, но в соцсетях указывающие местом жительства Баден-Баден. Или работающие вице-президентами чего-нибудь околоказённого, но непрерывно постящие фотки с арт-ивентов в Вест-Энде.

И, наконец, наиболее адаптированные к госслужбе и осмысленной деятельности — не просто пристроены в госструктуры и окологосударственный бизнес, но и действительно там работают. Я даже двоих таких встречал и свидетельствую, что они существуют. Но их, конечно же, незначительное меньшинство.

Если главная похвала новому поколению элитариев состоит в том, что его почти не видно и не слышно – это едва ли говорит о том, что поколение удалось.

Напомним: на практике у нас реализуется в последние годы именно концепция «культивирования эксклюзивного меньшинства». Считается, что оно, будучи вооружено элитным образованием и родительскими стартовыми возможностями, сможет удерживать и воспроизводить государственность. Пополняясь самородками с низов или обходясь своими силами — вопрос пятый. Ставка сделана именно на избранные роды, их избранные школы, университеты и мини-социумы.

Однако есть один нюанс. Титанические родители, безусловно, могут дать своим детям обширные стартовые столы и мощные разгонные блоки. Они также могут дать им отменное образование и даже полезные привычки.

Но едва ли они в состоянии передать им свою мотивацию к борьбе и власти. То есть свою алчность и свою ярость, свои кошмары и свои мечты.

Науки воспроизводства мотиваций пока нет, поэтому у второго поколения хозяев они всегда слабее мотивации первого, а в третьем поколении становятся уже редкостью.

На всякий случай: эта проблема неизбежной эрозии доминирущих классов — не была толком решена нигде и никогда. Даже современная английская аристократия — в действительности не вторая, не третья и даже не пятая волна, снесшая предшественников. И хотя большинство самых богатых жителей Земли — люди, получившие нашу планету по наследству, нельзя сказать, что эти почтенные наследники действительно управляют тем, контрольным пакетом акций чего владеют.

В аристократиях, конечно, научились если не ликвидировать, то хотя бы купировать эффект вырождения мотиваций. Элита всегда — даже в прошлом — имела куда больше детей, чем работяги. Сейчас же перепад между вполне размножающимися хозяевами и вымирающими работниками ещё больше. Благодаря многодетности элиты обеспечивают некоторый естественный отбор среди наследников (напомним, что у Буша-старшего четверо сыновей, из которых один стал президентом, другой губернатором, а двое других – просто неудачники в смокингах).

Но и эта мера слабо помогает, когда глобальные перемены обесценивают навыки той или иной элиты в целом.

И тут, кстати, мы снова можем обратиться к трагедии отечественных элитариев, которые воспитывали своих наследников в 90-е и ранние нулевые как «глобал рашнз», будущих полноценных участников некоей Мировой Глобализированной Элиты (см. Британские Закрытые Колледжи и прочая).

Так вот, в итоге — по независящим от них причинам — эти элитарии воспитали эталонных чужаков. Катапультирование их детей в надмирную элиту не состоялось по обстоятельствам макрополитическим: Россию предполагаемые партнёры не только не взяли в Pax Americana, но и всемерно пытаются затолкать под нары.

Попытки же спешной национализации несостоявшихся «глобал рашнз» и превращения их в лидеров патриотической молодёжи вызывают у соотечественников только реакцию «как это развидеть».

…Так вот. Это едва ли последнее глоботрясение, ожидающее Россию и её управляющий слой в обозримом будущем. И каждый толчок будет отсеивать все больше «не вписавшихся в перемены» наследственных начальников и хозяев.

И поэтому продолжать ставить на эксклюзивность в формировании элит — представляется большой ошибкой. Несмотря на то, что мирное сосуществование каст является древнейшей мечтой высших слоёв — оно каждый раз, век за веком, оканчивается одним и тем же.  Из-за моря или из великой степи являются банды амбициозных селф-мейд-менов. И совершенное пирамидальное здание сложившегося кастового государства оказывается бумажным — потому что верхи его разучились мочь, а низы отучены хотеть.

Источник