— 23 апреля, 2024 —
 
Общество

Дед Мороз Богу не навредит

И когда у нас появилась вертикальная ёлочка

Казалось бы, всё так привычно,знакомо с детства, «абсолютно понятно»– это веселье, ёлка, свечи, подарки. Ивот ещё какая неприятность: праздникНового Года теперь всегда приходитсяна пост, так что порой православные вРоссии относятся к нему с подозрениеми даже с выраженным неприятием. Почему,и верно ли это?

Всё врут календари?

Изложенное в этой подглавке, вобщем, известно, но каждый раз вопросызадаются опять. Потому изложу краткуюисторию, а кому скучно, может её пропустить– я предупредила.

У большинства народов мира,согласно солнечному, или, как его ещёназывают, солярному календарю, встречанового года приурочена ко времени однойиз фаз Солнца. Отсюда и символическаяатрибутика праздника: огни, свечи,лампочки. Это может быть зимнеесолнцестояние с последующими святкамиот 24 декабря до 6 января по старому стилю,весеннее равноденствие (20 или 21 мартапо новому стилю, у нас с ним связанамасленица), летнее солнцестояние (20 или21 июня по н. ст., Купала и «зелёные святки»)или осеннее равноденствие (двадцатыечисла сентября, праздник урожая). Приэтом свечи и костры становятся приметамипраздников в перечисленных первых трёхфазах.

Русская Православная церковькогда-то отмечала новолетие 1 марта,позже и до сих пор – 1 сентября по старомустилю (14 сентября – по новому стилю). ВXVIIIстолетие, по указу Петра I,Россия вступила необычно. Если до указагоды считались от сотворения мира инаступление нового года отмечалось,как уже сказано, 1 сентября, то теперь,согласно европейскому летосчислению,счёт годов стали вести от РождестваХристова и с 1 января. При этом царьповелел праздновать Новый Год сукрашениями домов из еловых и сосновыхветок, с иллюминацией, весельем ивзаимными поздравлениями. Собственно,веселиться по указу и расписанию –характерная примета времени петрова.Таким образом, до 1918 года в России сконца ноября до 24 декабря держалиРождественский пост, 25 декабря праздновалиРождество Христово, 1 января – НовыйГод, с 25 декабря до 6 января были святки.

В феврале 1918 года большевикиввели в России т.н. новый (григорианский)календарь/стиль, но Русская Православнаяцерковь осталась верна стилю старому(юлианскому), а разница составляет 13дней. Юлианский назван в честь ЮлияЦезаря, язычника, понятное дело, агригорианский – по имени Папы РимскогоГригория XIII,т.е. по происхождению он католический,был введён в XVIвеке. Строго говоря, с астрономическойточки зрения неточны оба календаря,юлианский – больше, григорианский –меньше. Оба придуманы людьми для своегоудобства, а Господь сотворил год таким,что нам его неудобно считать. Но так илииначе, а теперь, начиная с 1918 года,Рождественский пост в России выпадаетна 28 ноября – 6 января по новому стилю,Новый Год – на 1 января, 7 января мыпразднуем Рождество Христово, а с 7 до19 января – святки (до Крещения).

Времена и нравы

В период с конца декабря по первуюдекаду января, если считать по новомустилю, у большинства европейских народовещё до принятия ими христианствапраздновался языческий праздник богаСолнца, подателя жизни. А меж тем известно,что в Евангелиях не указаны ни число,ни месяц пришествия Иисуса Христа в нашмир. Рождество Христово стали праздноватьс IVвека, а узаконен праздник был в 431 году.И вокруг Нового года и Рождествасгруппированы солярные обычаи и обряды,иногда дожившие до нашего времени внеизменном, по-видимому, виде, а часто– в сильно модифицированном. Однакоправославному сознанию понятно, чтоязычество в смутном виде прозревалоЕвангелие. Поэтому языческий праздникСолнца можно считать искажённым, неясным,но по смыслу точным предчувствиемРождества Христова. В обоих случаяхпразднуется возрождение человечествак новой жизни.

Послепраздничные святки – такженекий перерыв в обыденном течениивремени. Это время, когда старое ещё несовсем кончилось, а новое ещё не вошлоокончательно в силу. Такие времена длямассового сознания издревле ассоциировалисьс хаосом, когда время теряет своипривычные очертания и измерения,происходит как бы провал во времени иразгул тёмных сил Космоса.

Святки отмечают от РождестваХристова до Богоявления, т.е. когдаХристос уже родился, но не явился всемумиру как Богочеловек: Кто родился,понимали лишь Богоматерь, св. Иосиф иволхвы. В старые времена верили, что втакой период открыт «тот свет», и в мирявляются бесы, всякая нечисть и покойники.Человек стремился воспользоваться этимвременем: узнать свою судьбу и как нанеё повлиять в благоприятную сторону,старался успеть излечиться, разбогатеть.Именно для того были предназначенымногоразличные гадания и обряды в целяхобеспечения жизненного благополучияв следующем году. Особо ответственными– потому что «страшными» – считалисьдни во второй половине святок, 1-6 январяпо ст. ст.

Почему рождественский дедбывает козлом

Праздник Нового Года и Рождествапривычно сопровождается фигурой «деда»,хотя и «дед», и его спутники могутсущественно отличаться в разных странах.Так, например, у финнов изначальнымновогодним героем был козёл, он так иназывается по-фински – йоулупукки. Этоодин из древних персонажей, на котороговозлагались грехи людей и который ихискупал, сам становясь жертвой: «козёлотпущения». В XIXвеке на этот образ наложилсязападноевропейский образ св. Николая,и теперь в финских магазинах в качественовогодне-рождественских атрибутовпродаются наравне и фигурки козликов,и многообразные Санта-Клаусы, и все ониименуются Йоулупукки и считаются«рождественским дедом». СпутникамиЙоулупукки бывают гномики тонтту –этот образ родился из языческихпредставлений о различных духах: домовых,русалках, полевиках.

(На юге Германии и в Австрии в качестве спутника св. Николая фигурирует даже небезызвестный Крампус - существо уже даже за пределами козлятины, приближающееся по своему облику к бытовому представлению о чорте. - прим. ув. ред.)

Откуда взялся Дед Мороз

История русского Деда Мороза –другая, но не менее увлекательная. Первымего источником был, по-видимому, языческийбог изобилия Волос-Велес, изображавшийсяв виде волосатого старичка с рогомтура-быка в руках, «рогом изобилия»,который потом превратится в мешок сподарками. Второй источник образа ДедаМороза – фольклорный персонаж Мороз(Морозко), богатырь, кузнец, сковывающийхолодом и льдом весь мир. Он можетугрожать заморозить и людей, особеннотех, кто жалуется на холод. (У Морозко в некоторых вариантах базовой одноименной сказки имелся даже пушистый зелёный хвост, и он прыгал по ёлкам. - прим. ув. Ред.) Ходит Морозвместе с солнцем и ветром, живёт в ледянойизбе и одаривает посетителей. Очевидно,с этим фольклорным образом связанславянский ритуал кормления Морозанакануне Рождества, в сочельник, и всамо Рождество: старший в семье долженбыл на пороге дома или в окно предложитьМорозу отведать киселя или кутьи –кушанья, символизирующие возрождениеи плодородие, – уговаривая его не побитьполезные в хозяйстве растения: овёс ииные подобные. Мороз мог изображатьсяи как седой старик, который бегает пополям и своим стуком вызывает трескучиеморозы.

И только в XIXстолетии является тот Дед Мороз, которогомы все знаем теперь. Он, конечно, весёлыйперсонаж и щедрый, однако элементыстрашного и грозного деда в образе всёже остаются как бы намёком. ПомощницейДеда Мороза была назначена его внучкаСнегурочка. Правда, был ещё образ Зимы– красавицы Снежной Королевы, котораяк весне превращается в безобразнуюстаруху, вступая в борьбу с прекраснойдевушкой Весной, но тот образ как-то неприжился в русской традиции. Однако вголовах цензоров, к примеру, порою сэтими образами что-то перемыкалонасмерть. В позднесоветские временадовелось как-то выступать экспертом нахудсовете по оформлению поздравительныхоткрыток. Так вот один из эскизов былсоветом отвергнут по причине «пропагандыпьянства», поскольку у Деда был красныйнос, а другой – по причине «пропагандымногожёнства», потому что около ДедаМороза стояли аж две Снегурочки.

В цеху родилась ёлочка

Новогодне-рождественская ёлкав её современном виде – поставленнаявертикально, с огнями, игрушками исладостями, – появилась в России тольков 1840-е годы. До этого времени с эпохиПетра Iиспользовались веточки вечнозелёныхрастений, символов вечной райской жизни,прообраз которых – райское древо жизни.

В Германии XVIIIвека установка вечнозелёного дерева сяблоками, орехами и пр. была первоначальногородским обычаем ремесленных цехов.Бедноте и детям после праздникаразрешалось отрясать с древа сладостии лакомиться ими. Позже ритуалраспространился и в деревнях. Однакопод влиянием протестантской этики НовыйГод и Рождество стали праздникамисемейными и тихими, с конца XIXстолетия, однако, возвратившись опятьна улицы. Попервоначалу церковь неодобряла ёлки, но позже их стали ставитьи в храмах, а после Второй мировой войны– и на могилах под Рождество.

В России в первые годы послереволюции властям было не до ёлок, нопозже их запретили как «пережиток»,разрешив, однако, уже в 1935 году, но некак рождественские, а как новогодние,навершием которых вместо ангела илишестиконечной Вифлеемской звезды сталакрасная пятиконечная звезда. Вплоть доконца 1980-х Рождество Христово в СССРофициально не праздновалось, но НовыйГод был любимым праздником всех поколений.Главные ёлки страны проходили в Кремле,по телевизору за 10 минут до наступлениянового года передавали поздравленияпартии и правительства, и все ждали боякурантов Спасской башни, под которыйполагалось загадывать самые заветныежелания: такие желания, как гласилаприсказка, непременно сбудутся внаступающем году.

Магия первого дня

Новолетие и Рождество издавнасопровождаются особыми обычаями,обрядами и гаданиями, которые церковьвсегда осуждала как языческие, нокоторые, тем не менее, сохранялисьвопреки всему. При этом в праздникположено употреблять определённуюпищу.

Первый тип гаданий и обрядов былсвязан с обеспечением будущего урожая,второй – замужества. Почему именно вэто время? Это связано с т.н. «магиейпервого дня» – верой в то, что началоопределяет весь период времени. Сегоднятакое поверье вылилось в полушутливуюпримету: как встретишь Новый Год, так его и проведёшь.

Гадали вынимая жребий, позастывающим веществам в жидком состоянии(воску, олову, свинцу), по пророщеннымзёрнам, по брошенным наудачу ботинкам,зеркалу или имени первого встречного,который в Англии назывался «перваянога» и приносил счастье или несчастье.

Рождество и Новый Год в Россиии Финляндии до 1918 года были семейнымипраздниками, Считалось, что вся семьядолжна собраться вместе, отсутствующемуна торжестве грозила в новом году беда,а чужим тут места не было – кроме бедных,которых могли принять и накормить вместес хозяевами или отдельно. В Финляндииэти праздники так и остались в основномкамерными – то есть празднуют все, ноотдельно, по семьям. В России же обапраздника – общие праздники. Их отмечаютв компаниях, в ресторанах и иныхобщественных местах, гостям все рады(у нашего северного соседа никому и вголову не придёт заявляться на НовыйГод непрошеным гостем в чужую семью).

Ритуальная праздничная пищатоже связана с «магией первого дня».Считается, что в эти дни кушать надосытно, а в северных странах это значит– жирно, т.е. свинину и иные жирные блюда.Есть следует то, что символизируетмножественность и изобилие: кашу иззёрен (кутью, коливо), бобы, орехи, каштаныи т.п. Трапеза должна быть обильной,тогда весь год будет достаточно пищи,и сладкой – к «сладкой жизни».

Правильный подарок должен былбыть символом жизни и изобилия, посколькуверили, что символ воплотится в реальность.Таким же следовало одаривать и…покойников.

«Мы пришли колядовать»

Очень древний, сохранившийся,видимо, с языческих времён обряд –колядование во время святок. Коляда –древнеславянский символ Солнца(интересно, что зажжённые колёса, ясныйсимвол, указывающий на наше светило,катали и на Иванов день). По домам ходилиряженые в страшных звериных масках ивывернутой наизнанку одежде мехомнаружу, которые изображали духов ипокойников, и их следовало умилостивить,иначе они принесут беду. Ряженые пелипесни (колядки), загадывали загадки,отпускали шутки непристойного содержания,– и это было остаточными проявлениямиаграрно-плодородного культа. Хозяевадолжны были одарить ряженых. И тут, и вовкушении ритуальной пищи угадываетсясмутное предвестие христианскогопричастия: Господь именно своимвоплощением и затем смертью спасаетлюдей от вечной смерти. Однако на бытовомуровне это неясное сходство обычно неощущалось, и после святок ряженыестремились «очиститься» от своих«бесчинств» в многочисленных «иорданях»(прорубях) в день Богоявления.

В обычаях русской аристократиибыли святочные балы и маскарады.

Русская Православная церковь исегодня, не запрещая маски и театральныезрелища, встречу Нового Года верующими,не возлагая бремена неудобоносимые намирян, с осторожностью относится к такимразвлечениям. Этот момент хорошосформулирован у о. Павла (Флоренского)в различении в человеке Лика (образаБожия, свидетельства Первообраза), лица(обыденного человека, в котором смешанысвет и тьма) и личины (маски, лжи, смерти,зла). С маской, надеваемой даже в шутку,для веселья, легко заиграться и незаметить, как она так прирастает к лицу,что уже и не оторвать… Однако сегоднякто же верит в разгуливающих по гостямбесов, выпрашивающих подарки, или вреальность существования Деда Мороза?Кроме малых детей, никто. Прежде серьёзные,сейчас эти представления с их языческойкомпонентой воспринимаются только какзабава.

Новолетие по сей день в церковномкалендаре занимает скромное место, асочельник – постный день. Но в церквии на службе 31 декабря благодарят Господаза прошедший год и молятся и ниспосланиимилости в году наступающем. Представлениео православных верующих как мрачныхлюдях, чуждых радости, совсем несправедливо.Напротив. Только тональность этойрадости другая. Евангелие – это благаявесть, весть радостная. Радость – дарБожий. Св. Серафим Саровский к каждомуприходящему к нему обращался словами«радость моя». И ангел пастухам молвил:«Не бойтесь. Я возвещаю вам великуюрадость, которая будет всем людям» (Лк2:10). А апостол сказал: «Плодже Духа: любовь, радость, мир…» (Гал.5:22). Переживаяежегодно чудо Рождества Христова, мыпомним, что слабый и, как казалось,беспомощный младенец бросил вызов мирусмерти и насилия и победил его в Пасхе.Но это уже тема для другого рассказа. Анынче мы и Новый Год встречаем, и живёмв ожидании Рождества. И Дед Мороз, ей-Богуже, Господу не навредит.