Цены на нефть и газ на максимумах: отреагирует ли «сланец»?
12.07.2021
Есть две хорошие новости - и одна заслуживающая рассуждения
09.01.2018
Уважаемые читатели!
Есть две хорошие новости - и одна заслуживающая рассуждения.
Хорошая новость раз: категорическим лидером праздников в отечественном кинопрокате стала отечественная картина.
Хорошая новость два: это не очередные ёлки.
Новость, заслуживающая рассуждения: лидер - это "Движение вверх", уже окупившийся, принесший прибыль и, судя по всему, обречённый поставить рекорд отечественного проката.
Поговорить, как нам кажется, следует не о зрительских качествах фильма (фильм удался, и точка. У него есть полтора миллиарда рублёвых справок от зрителей) и не о его драматических слабостях (слёзная антисоветчина, которую создатели напихали в сюжет, обидев даже литовского спортсмена - как представляется, следствие простого неумения выстраивать драматизм иначе, кроме как дешёвым приёмом "а ещё на всех давит тоталитарное государство").
Поговорить стоит о масс-культурной тенденции, частью которой стал триумф данной картины.
Эта тенденция, если угодно - вообще современное русское "кино успеха".
Семь лет назад я довольно удачно ванговал: "Очевидность громко трубит, каким должно быть кассовое кино в России и о чём должно рассказывать. Оно должно рассказывать про то, как люди в свитерах, копящие на жигули, -- то есть 96% нации -- получают свое заслуженное счастье. Или про то, как люди в кольчугах и погонах, выполняя служебные обязанности, побеждают врагов. Можно замиксовать обе темы – и тогда возрождение российского кинематографа явно пойдёт семимильными шагами. Но есть нюанс: кинематографическая реальность РФ плюёт на эту явную востребованность жизненной справедливости (и борцов за справедливость) с высокой колокольни. То, что живёт в телевизоре – упорно снимает саксесс-стори про владельцев рублёвских ветеринарных клиник, их соседей-телеведущих и соседей-чиновников. То есть про себя и про ближайшее своё окружение".
Сегодня можно с удовлетворением констатировать: "Легенда 17", "Экипаж", "Салют-7", "28 панфиловцев" и даже в некотором смысле "Легенда о коловрате" с "Ледоколом" - в это вполне пророчество вполне вписались.
Примерно о том же - "трудись и заслужи успех" - за последний год были сняты также фильмы "Большой" (об успехе в Большом театре) и "Жги" (об успехе на конкурсе песни), плюс нас ожидает "Тренер" Д. Козловского (о футболе, кажется), "Яшин" (точно о футболе) и "Лёд" (о фигурном катании), и я ещё наверняка многое пропустил. А с учётом успеха "Движения" - можно не сомневаться, что Минкульт и Фонд Кино уже забрасывают сценарными заявками о каждом малоизвестном удачном матче в длинной и богатой истории советского спорта.
Но есть во всём этом нюанс, который настораживает, уважаемые читатели.
Эти "фильмы успеха", во-первых:
- описывают, как правило, триумфы довольно отдалённые во времени. Что вполне логично, ибо триумфы советских спортсменов в СССР вполне гармонично воспринимались как триумфы всех советских людей. Сейчас, после десятилетий интеграции в мировую клубно-спонсорскую систему и после того, как у большинства граждан и спортсменов разошлись взгляды на олимпиаду-2018, это чувство единства даётся только при сильном напряжении романтических мышц души.
- страдают зачастую всё тем же глупым драматизмом "человечек против ГОСУДАРСТВА", выраженным лучше всего в идиотской фразе, вложенной авторами "Времени первых" в рот С.П. Королёву: "наш народ веками летает в кандалах".
А во-вторых и в-главных:
- "истории успеха" сегодняшние сосредоточены на двух вариантах этого самого успеха: спортивном и шоу-бизнесовом.
То есть массам граждан предлагается два вида состоявшейся биографии, два пути прорыва на вершины: чемпион и звезда.
Настораживает тут то, что оба этих варианта "движения вверх" - если можно так выразиться, "саксесс-стори для бедных". В Латинской Америке футбол религия не потому, что там как-то иначе мячик летает. А потому, что вырваться из безнадёжной бедности потомственно неуспешному пареньку можно только через этот спорт. Потому что футбольные ворота - это единственные ворота к социальной лестнице, широко открытые для каждого.
По той же причине популярностью у беднейших слоёв жителей всех континентов пользуются музыкальные телеконкурсы. Каждая звезда районного караоке-бара очень запросто может воображать себя на месте всех этих конкурсантов, тренируемых лично Биланом.
И то, что нам почти не предлагаются успех-фильмы о молодых инженерах, спасателях, управленцах и политиках, заставляет нас подозревать, что таких лестниц наверх отечественные кинотворцы вообразить себе не могут.
Можно спорить о том, в чём причина - в собственном недомыслии творцов или, напротив, в суровом реализме. В том смысле что в реальности у нас превалирует другой вариант успеха, а посторонним на вершины признания вход запрещён.
Но факт остаётся фактом: "чемпион и звезда" - это самый дешёвый вариант "Большой национальной мечты" для масс. Характерный для обществ, не только основательно расслоенных классово, но и не отличающихся сложностью цивилизации.
И вот это последнее точно не про Россию - страна у нас определённо устроена сложнее и биографически разнообразнее, чем представляет себе средний работник развлекательной отрасли.
Поэтому скорее стоит предположить, что отечественная киноиндустрия просто копирует зарубежные "сказки для гетто".
12.07.2021
12.07.2021
12.07.2021
17.05.2021
12.05.2021
12.05.2021
12.05.2021
14.04.2021
06.04.2021
06.04.2021