— 19 апреля, 2024 —
 
Общество

Сказки для гетто и движение вверх. О российских успех-фильмах

Есть две хорошие новости - и одна заслуживающая рассуждения

Уважаемые читатели! 

Есть две хорошие новости - и одна заслуживающая рассуждения. 

Хорошая новость раз: категорическим лидером праздников в отечественном кинопрокате стала отечественная картина.

Хорошая новость два: это не очередные ёлки.

Новость, заслуживающая рассуждения: лидер - это "Движение вверх", уже окупившийся, принесший прибыль и, судя по всему, обречённый поставить рекорд отечественного проката.

Поговорить, как нам кажется, следует не о зрительских качествах фильма (фильм удался, и точка. У него есть полтора миллиарда рублёвых справок от зрителей) и не о его драматических слабостях (слёзная антисоветчина, которую создатели напихали в сюжет, обидев даже литовского спортсмена - как представляется, следствие простого неумения выстраивать драматизм иначе, кроме как дешёвым приёмом "а ещё на всех давит тоталитарное государство"). 

Поговорить стоит о масс-культурной тенденции, частью которой стал триумф данной картины. 

Эта тенденция, если угодно - вообще современное русское "кино успеха".

Семь лет назад я довольно удачно ванговал: "Очевидность громко трубит, каким должно быть кассовое кино в России и о чём должно рассказывать. Оно должно рассказывать про то, как люди в свитерах, копящие на жигули, -- то есть 96% нации -- получают свое заслуженное счастье. Или про то, как люди в кольчугах и погонах, выполняя служебные обязанности, побеждают врагов. Можно замиксовать обе темы – и тогда возрождение российского кинематографа явно пойдёт семимильными шагами. Но есть нюанс: кинематографическая реальность РФ плюёт на эту явную востребованность жизненной справедливости (и борцов за справедливость) с высокой колокольни. То, что живёт в телевизоре – упорно снимает саксесс-стори про владельцев рублёвских ветеринарных клиник, их соседей-телеведущих и соседей-чиновников. То есть про себя и про ближайшее своё окружение".

Сегодня можно с удовлетворением констатировать: "Легенда 17", "Экипаж", "Салют-7", "28 панфиловцев" и даже в некотором смысле "Легенда о коловрате" с "Ледоколом" - в это вполне пророчество вполне вписались.

Примерно о том же - "трудись и заслужи успех" - за последний год были сняты также фильмы "Большой" (об успехе в Большом театре) и "Жги" (об успехе на конкурсе песни), плюс нас ожидает "Тренер" Д. Козловского (о футболе, кажется), "Яшин" (точно о футболе) и "Лёд" (о фигурном катании), и я ещё наверняка многое пропустил. А с учётом успеха "Движения" - можно не сомневаться, что Минкульт и Фонд Кино уже забрасывают сценарными заявками о каждом малоизвестном удачном матче в длинной и богатой истории советского спорта. 

Но есть во всём этом нюанс, который настораживает, уважаемые читатели.

Эти "фильмы успеха", во-первых:

- описывают, как правило, триумфы довольно отдалённые во времени. Что вполне логично, ибо триумфы советских спортсменов в СССР вполне гармонично воспринимались как триумфы всех советских людей. Сейчас, после десятилетий интеграции в мировую клубно-спонсорскую систему и после того, как у большинства граждан и спортсменов разошлись взгляды на олимпиаду-2018, это чувство единства даётся только при сильном напряжении романтических мышц души. 

- страдают зачастую всё тем же глупым драматизмом "человечек против ГОСУДАРСТВА", выраженным лучше всего в идиотской фразе, вложенной авторами "Времени первых" в рот С.П. Королёву: "наш народ веками летает в кандалах".

А во-вторых и в-главных:

- "истории успеха" сегодняшние сосредоточены на двух вариантах этого самого успеха: спортивном и шоу-бизнесовом.

То есть массам граждан предлагается два вида состоявшейся биографии, два пути прорыва на вершины: чемпион и звезда.

Настораживает тут то, что оба этих варианта "движения вверх" - если можно так выразиться, "саксесс-стори для бедных". В Латинской Америке футбол религия не потому, что там как-то иначе мячик летает. А потому, что вырваться из безнадёжной бедности потомственно неуспешному пареньку можно только через этот спорт. Потому что футбольные ворота - это единственные ворота к социальной лестнице, широко открытые для каждого.

По той же причине популярностью у беднейших слоёв жителей всех континентов пользуются музыкальные телеконкурсы. Каждая звезда районного караоке-бара очень запросто может воображать себя на месте всех этих конкурсантов, тренируемых лично Биланом. 

И то, что нам почти не предлагаются успех-фильмы о молодых инженерах, спасателях, управленцах и политиках, заставляет нас подозревать, что таких лестниц наверх отечественные кинотворцы вообразить себе не могут. 

Можно спорить о том, в чём причина - в собственном недомыслии творцов или, напротив, в суровом реализме. В том смысле что в реальности у нас превалирует другой вариант успеха, а посторонним на вершины признания вход запрещён. 

Но факт остаётся фактом: "чемпион и звезда" - это самый дешёвый вариант "Большой национальной мечты" для масс. Характерный для обществ, не только основательно расслоенных классово, но и не отличающихся сложностью цивилизации. 

И вот это последнее точно не про Россию - страна у нас определённо устроена сложнее и биографически разнообразнее, чем представляет себе средний работник развлекательной отрасли. 

Поэтому скорее стоит предположить, что отечественная киноиндустрия просто копирует зарубежные "сказки для гетто".