— 19 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

«Сама развалится»: сводки из окопов информационной войны

​Находясь в плену, автор более полугода практически круглосуточно подвергался воздействию «постмайданной» шизофрении

Находясь в плену, авторболее полугода практически круглосуточноподвергался воздействию «постмайданной»шизофрении – выключать телевизор вукраинской тюрьме не принято. Анализируялучшие образчики пропаганды от киевскихмедиа-тяжеловесов типа «ICTV»,удалось сделать два вывода:

  1. Киев явно достиг определённых успехов на этом поприще, равно как и достаточно высокого уровня, сопоставимого с российским;

  2. Основные тезисы и тональности украинской пропаганды практически ничем не отличаются от российских.То есть, когда в Москвена пресс-конференции авторитетныйэксперт предъявляет символ веры,произнося священное «Хунта доживаетсвои последние дни! Украина развалитсясама и т.д.», приблизительно в то же самоевремя в Киеве не менее авторитетный местный эксперт предвещает скорый импичментВладимиру Путину и развал РФ на мелкиекняжества.

Результат тожеприблизительно одинаковый – гонорардля экспертов и журналистов, медиа-дрожькричащих заголовков, гальванизированныевсплески радости в соцсетях от ботов,немотивированное ликование нездоровыхлюдей и тотальное равнодушие со стороны95% целевой аудитории.

Говорить о боеспособностисвоей пропаганды мы должны и будемпотому, что уже сегодня наблюдаетсяцелый ряд негативных эффектов. Вчастности, неуверенность и бессилиепрессы в ЛДНР, сопровождающееся засильемкараул-патриотизма; резистентностьукраинских обывателей к информационнымуколам, утрата симпатий со сторонырусскоязычного населения Украины etc.

Украинским вопросом всфере пропаганды до 2014 года никто всерьёзне занимался. Во время «Русской весны»на решение внезапно обнаруженныхсмысловых лакун были брошены видныеспециалисты, создавшие великолепныймеханизм, который оставалось толькоподдерживать в работоспособном состоянии,регулярно обновляя вводные и темники.Так почему же рабочие органы этогомеханизма – так называемые говорящиеголовы - уныло жуют тезисы, актуальностькоторых стала сомнительной ещё в 2015году, а в 2018 для большинства людей ивовсе выглядит насмешкой?

Помимо традиционногоожидания раската грома с последующиминстинктивным крестным знамением можновыделить несколько причин.

Первая: в основном "украинский дискурс" был отдан на откупукраинским же журналистам, политологами т. д. Причём ключевые позиции во многихслучаях предсказуемо заняли людинаиболее опытные, оборотистые, зачастуюуже знакомые Москве.

В свою очередь эти вовсех смыслах достойнейшие люди, многиеиз которых работали в центральныхкиевских СМИ ещё при Кучме (некоторыеуже тогда эффективно пилили бюджеты,выделенные на пророссийский вектор),организовали работу по своим лекалам.

То есть, во-первых,наловчились вместе с российскимиколлегами абсорбировать любых размеровбюджеты; во-вторых, насытили свои бложикифотографиями статусного потребления.В третьих – организовали исходдружественных коллег из Киева, которыев последнее время, почуяв гешефт,прямо-таки кинулись в РФ, на бегу теряяпапки с вчерашними темниками про«страну-агрессора».

В четвёртых, парализовалиподготовленный, настроенный ивысокоэффективный пропагандистскиймеханизм, потому что вместо свежихсмыслов стали потчевать его готовыми,полученными ещё в 2014-2015 годах. Потомучто так проще – не надо ничего выдумывать,выяснять, а потом болезненно согласовыватьв кабинетах и офисах.

Вторая причина: отнюдьне факт, что украинские и российскиежурналисты и политологи из «состоявшихся»вообще в состоянии производить успешныйпропагандистский продукт. И вовсе непотому, что они неумны или низкойквалификации. Просто всю свою жизни онижили в параллельной реальностипресс-конференций, бюджетов, гонорарови фуршетов, особо причудливой и герметичнойв местах соприкосновения с высшимиэшелонами власти.

То есть они просто незнают, что там на самом деле на Украинепроисходит сейчас, как не знали этогои 5 и 10 лет назад. А потому достучатьсядо обывателя не в силах, потому что уних просто нет никаких точек соприкосновения.

Того хуже – и это третьяпричина, - они фатально несведущи в том,что касается конфликта на Донбассе, егонаселении и жизни там. Потому что вообщеиз зазеркалья и про Донбасс ведаюттолько из убористых опусов своих жеколлег. А те черпают вдохновение либоиз пресных официальных поездок имероприятий, либо из титульной прессыЛДНР. Которая, в свою очередь, слишкомнасыщена всё теми же нафталиновымитоварищами, тесносплетёнными с органамиместного самоуправления и партийнойпрессой с времён Кравчука.

В общем, пользоватьсяим всем несрабатывающими боеприпасамиустаревших смыслов и впредь, потому чтосвоих, новых, им взять неоткуда. А такникто не даёт. А значит, стрелять будутвхолостую до тех пор, пока на мирныекабинеты и редакции не обрушитсязапоздалое крестное знаменье в видефигурных тумаков.

Минуточку внимания!Автор отнюдь не утверждает, что наинформационных фронтах у нас всё плохо;хороших, честных людей там нет и вообщевсё схвачено, поэтому всех украинскихжурналистов там нужно упразднить, открывдорогу автору – тоже украинскомужурналисту, но самородку и умнице. Идорогу уже давали, и сейчас, слава Богу,не зажимают, и вообще хороших коллег вразы больше, чем скверных.

И всё же проблемаактуальна. 

Сегодня Россия теряет чудомсохранённых и новоприобретённыхсторонников не только на территорииУкраины, но и на территории молодыхреспублик. Потому что вместо простогообъяснения сложных материй и хотя быизредка живительных инъекций правды люди видят лишь официальную мифологию.В итоге, утратив доверие к пророссийскимСМИ, не верят уже никому или, того хуже,становятся приверженцами культа «всёпропало» на радость противнику.