— 19 апреля, 2021 —
 
Новый кризис

Хорошо, что у нас такого нет. На фильм "Чёрная Пантера"

В общем, сапоги всмятку, праздничный гопак в синагоге по случаю Курбан-Байрама

Уважаемые читатели!

Это не совсемрецензия на х/ф «Чёрная Пантера». Этоскорее рассуждение о том, как же нам свами повезло, что у нас нет такого фильма.

Коротко о самойкартине. В сердце Чёрной Африки (на самомделе — не совсем в сердце. Мелькнувшаякарта показывает, что где-то на границеЭфиопии и Кении) живёт закрытая маленькаястрана Ваканда. Для внешнего мира — этонищее королевство диковатых скотоводов.Но на самом деле её унылые горы — этоголографическая иллюзия. За ней скрываетсявысокоразвитая цивилизация, в которойсочетаются африканский дух и технологии,далеко обогнавшие мир белых людей.Безопасность Ваканды охраняет король.Он же время от времени сверхсильный(благодаря поеданию эндемичного цветка)и пуленепробиваемый (благодарясверхпрочному ископаемому вибраниуму,скрытому в недрах страны) супергеройЧёрная Пантера.

Интрига кинофильма:в Ваканде появляется претендент напрестол, выросший в США, где его научилиплохому белые люди. Он хочет как лучше— помочь всем угнетённым темнокожимбратьям планеты. Но методы у него совсемкак у белых — он хочет всех нагнуть ипоработить, а люди для него щепки.

Чёрная Пантерастремится остановить испорченногокузена.

К сожалению, вразгар кровавой бойни между революционероми пацифистом мне пришлось уйти изкинотеатра, но что-то подсказывает, чтодобро победило.

А теперь —собственно о том, почему мы об этомпишем.

Во-первых.

Перед нами ужевторой случай за год, когда Голливудсоздаёт специальные «утопии-для-меньшинств»,свободные от власти Белых Мужчин. И дажеот их присутствия.

Сначала быласнятая женщиной-режиссёром «Чудо-Женщина»,выросшая на волшебном острове амазонок,тоже скрытом от мира. Амазонки не стареют,потому не имеют нужды и размножаться сприменением мужчин. Свою жизнь онипроводят в воинских упражнениях, скачкахна потных мустангах и наведении красоты.

Теперь вот«Чёрная Пантера» с её Вакандой, снятаярежиссёром-афроамериканцем. Тут накалмечты ещё сильнее. Нет практически ниодной области достижений, в которойвакандцы не уделали бы белых людей. Приэтом доминировать они отказываютсятоже только потому, что превосходятбелых в добродетели и никого не хотятпобедить.

Надо сказать,что появление этих утопий — отражаетобъективные перемены в американскомобществе. Есть основания полагать, чтонынешний Трамп — последний «президентбелых мужчин». Собственно, он ужепрезидент меньшинства — за него отданобыло на два миллиона голосов меньше,чем за Клинтон, «кандидатку от меньшинств»,совместно представляющих уже большинство.К 2020 году количественный разрыв между«ядерными избирателями» республиканцеви демократов ещё усилится — так чторезультат следующих выборов немногопредсказуем.

Отсюда и некоторыйперекос в политкорректных фантазийныхмирах. Если марвеловскому Асгарду, отприроды слишком белому, положено бытьинклюзивным (латиноамериканскиевалькирии и негр-Хеймдалль) — томарвеловской же Ваканде и дисишномуострову амазонок Темиксире, напротив,дозволена эксклюзивность. То естьникаких белых и жёлтых в первом случаеи никаких мужиков любого цвета во втором.

Во-вторых.

Нужно понимать,что целевая аудитория «Чёрной Пантеры»- это, конечно, не настоящие африканцы,а американские негры.

Буквально наднях мы писали о том, в чём главная бедаэтой сорокамиллионной "нации внутриамериканской нации".

Они «произошлиот сравнительно небольшого (с миллион)числа африканцев, привезённых в одноми безальтернативном качестве - тягловогоскота. То есть их предков, принадлежавшихк сотням племён, говоривших на десяткахязыков (в основном семьи банту), ловилипо родным ландшафтам соотечественники,и продавали белым, а те упаковывали ихв пресловутые трюмы и везли к чёрту нарога в лихорадочные болота Флориды иЛуизианы. Там их вновь заставлялиработать, и били, и при случае убивализа строптивость, и безусловно насиловали(благодаря чему современный американскийнегр в среднем изрядно светлее своегоафриканского родича), и переименовывалив Мафусаилов Джонсонов III, а с моментазапрета на работорговлю - ещё и скрещивалидруг с другом как скот в целях получениясильного и выносливого приплода.

Освобождениебез социальной реабилитации и стартовыхкапиталов мало что даёт - и четыремиллиона негров, "освобождённых"в конце Гражданской войны, остались непросто людьми второго сорта с невольничьимикорнями. У них было стёрто самоопределение,стёрты национальные мифы - но при этомони не были взяты в миф общеамериканский.

При этомокончательная отмена расистских законов(не неписанных правил и стереотипов, апросто законов) произошла, когда нынешниеамериканские негры предпенсионноговозраста уже ходили в школу. То есть воттолько что - по историческим меркам -этот народ, едва сформировавшийся внутрицивилизции, веками существовавшей безнего и в нём не очень нуждающейся,задумался о том, кем ему быть».

Ну так вот. Сточки зрения «создания национальногомифа для негров» миф «Чёрной Пантеры»- это дичайший трэш и угар.

Страна Ваканданаходится почти в Эфиопии — но при этомвакандцы говорят на языке коса, накотором в жизни общаются жители юго-западаЮАР (это примерно как если бы шотландцывдруг принялись болтать друг с другомпо-казахски).

Африка являетсяглубоко патриархальным местом — но приэтом вооружённые силы Ваканды состоятиз бритоголовых воительниц свысокотехнологичными копьями.


Вакандскиесуперджеты управляются пилотом,медитирующим в позе лотоса с, если неошибаюсь, двойной буддийской витарка-мудрой.

При этом вакандцыпоклоняются богине-кошке Баст(древнеегипетской, в жизни не бывшейбожеством негров) и богу-обезьянеХануману (индуистскому, то есть вообщене африканскому).

При этом в Вакандеимеется такое издевательство, какнебоскрёбы, крытые каким-то хворостомпо образцу сельских саванных хат.

В общем, сапогивсмятку, праздничный гопак в синагогепо случаю Курбан-Байрама. Попыткасоорудить национал-романтизм, пропущенныйчерез безумную американскую незамутнённость.

В-третьих.

Как легкозаметить, практически ВСЕ американскиефильмы о «небелых утопиях» сводятся кодному и тому же конфликту. Отрицательныйперсонаж хочет устроить мировуюэкспансию, положительный персонаж еёпредотвращает. Этим заняты не толькоЧудо-Женщина и Чёрная Пантера, но и,например, Кунфу-Панда: в одном из сиквелов,напомним, павлин-узурпатор мультяшногоКитая собирался отправить флот напокорение мира, но Панда Бо его пресёк.

Тут вот чтозанятно. Несмотря на то, что глупых белыхамериканских мужчин масс-культураГолливуда с большим энтузиазмом бранитза жадность, агрессивность и желаниевсё разбомбить и разрушить, - она тем неменее сохраняет право на глобальноенасилие строго за ними.

В данном контекстевсе эти ваканды, амазонии и пандарииможно расценивать и как своеобразныеподачки «меньшинственному большинству».То есть удовлетворение его ресентиментови комплексов в обмен на голоса. Причёмпойдут эти голоса, на всякий случай, невыдвинутым из трудовой женско-негритянскойсреды рабочим депутатам. А просто крылуэлиты, своевременно выдвинувшемуся какпокровитель и защитник их интересов.

...И, наконец,в-четвёртых и в-главных.

У нас такихваканд тоже было выше крыши — как разв годы нашего собственного тотальногоресентимента, в конце адовых 90-х. Понашей бедности они не экранизировалисьза много денег, а выпускались в дешёвыхобложках в печатном виде.

Так вот: оченьхорошо, что в 2018-м году у нас не выпущеноресентиментального кинофэнтези о том,что на дне Светлояра, скрытый от ужасовжизни, живёт и процветает под куполомвысокоразвитый град Китеж. В которомимеются самые передовые истребители,танки и златоглавые баллистическиеракеты, но мирные китежцы в кокошникахи лаптях слишком добродетельны, чтобывсё это хозяйство применять дляустановления международной гегемонии.

У нас всё этоимеется и в реальности.