— 19 апреля, 2024 —
 
Общество

Некино. Что следует знать о "Тихоокеанском рубеже-2"

Нас всюду подстерегают Крепкие Профессионалы

Уважаемые читатели!

Художественный фильм "Тихоокеанский рубеж" (2013), как отмечали тысячи раз растерянные зрители и критики, сочетал в себе два главных качества.

Первое: с точки зрения формальной логики он был потрясающе, возмутительно, невероятно и восхитительно туп. То есть таков, каким только и может быть фильм, в котором гигантские человекоподобные роботы бьют морду гигантским чудовищам, выходящим из моря с целью уничтожить человечество.

И второе: с точки зрения рассказывания истории - он был прекрасным, близким к безупречности рассказом о преодолении. Или даже - превозмогании. В картине имели место:

1) Отчаявшийся герой, потерявший брата (по оружию и по жизни) в битве с чудищем.

2) Героиня с тараканами, потерявшая семью и прячущая глубоко в душе пережитый в детстве ужас.

3) Ментор-наставник, потерявший здоровье в битве с чудищами.

4) Герой-антигерой, засранец и эгоцентрист, сражающийся чисто за славу.

Фоном проходили: отчаявшееся человечество на грани поражения, безупречные и безмолвные герои-соратники из КНР и РФ, двое безумных учёных в роли характерных персонажей и много огромных внушающих ужас монстров.

По ходу фильма герой преодолел отчаяние, героиня победила ужас, герои-соратники, ментор-наставник и антигерой дружно пожертвовали жизнями, а характерные учёные принесли свой вклад в то, что человечество выжило.

В общем, там было всё то, чего нет в произведении "Тихоокеанский рубеж 2".

Которое в принципе фильмом не является вообще. 

Это какой-то отдельный жанр визуального искусства с камерами, актёрами и спецэффектами. Не уверен, что новый - просто на всех трансформеров я в силу бежнадёжно нешкольного возраста не ходил. Меня просто щас подловили.

Ну и вот. В смысле первого качества, присущего оригинальному фильму - запредельной тупизны - сиквел, можно сказать, даже улучшил показатели. То есть вопрос, что здесь, к чортовой матери, происходит, в смысле формальной логики стал ещё неуместнее. 

...Прошло десять лет после победы над чудищами. Человечество понемножку приходит в себя. Половина мира ещё валяется в руинах, на всякий случай где-то тренируют пилотов роботов-"егерей". А по развалинам, подобная невнятной девице из новой трилогии "Звёздных войн", собирает высокотехнологичные ништяки такая же невнятная девица-подросток. Она считает, что враги ещё вернутся, и поэтому собирает из остатков старой техники собственного, не очень огромного боевого робота.

По ходу действия она встречается с сыном героически погибшего ментора-наставника из первой части (тот факт, что сына играет неуместный афроамериканский штурмовик из "Пробуждения силы", только усиливает нездоровые предчувствия). Их ловят правоохранительные органы - и, поскольку они очень талантливы в своих правонарушениях - отправляют на базу подготовки пилотов, защитников Человечества.

Тем временем выясняется, что пилотируемых роботов собираются заменить дронами, управляемыми дистанционно. Руководит программой (китайской корпорации) один из безумных учёных из первой части.

Тем временем пилоты (их человек десять, их имён невозможно запомнить, они милые в целом подростки из разных стран) - полминуты общего экранного времени тренируются и даже немножко, по-детски цапаются.

Тем временем на ООН (ну, или что-то вроде) нападает неопознанный робот-"егерь". Главный герой-штурмовик и его напарник, с которым они когда-то поссорились, цитирую, "уже не помним из-за чего", преследуют его и обнаруживают, что этот неопознанный робот сделан частично из иномирного чудища.

Тем временем все дроны начинают мутировать и уничтожать пилотируемых роботов. И оказывается, что за всем стоит один из безумных учёных первой части, мозг которого захватили, крякоцапнув, чудища.

Тем временем выясняется, что на самом деле все чудища хотели пробраться к Фудзияме, чтобы разгондурасить древний стратовулкан и уничтожить жизнь на Земле.

В итоге всю школоту с прибаутками сажают в уцелевшие пилотируемые роботы, и они летят с прибаутками в Японию (играет "трололо" Э. Хиля, но после "Труселей" из "Гадкого я" не исключаю, что эта песня включена только в российский прокат - в Китае, например, может играть что-нибудь китайское).

В Японии они бьют морду трём прорвавшимся чудищам, и чудища слепляются в одно суперчудище, и оно бежит-бежит по склону Фудзи, но герои направляют на него пикирующего из стратосферы робота, и катапультируются, и расхреначивают его, и играют в снежки на склоне горы у трупа монстра.

...Так вот, уважаемые читатели, к чему я это всё.

Во-первых, как ни странно, всё это смотрится - я даже досидел до конца. Во всяком случае, это можно досмотреть, если знаешь, кто все эти люди и кто все эти монстры (у меня был тяжёлый опыт с "Ассасин крид", где я не был знаком с игрой-прототипом и ни хрена не понял, что творится на экране. А тут я, наоборот, был в курсе). 

Во-вторых - это образцовое некино. Потому что никто ничего не превозмогает, герои ничего не обретают и никак не меняются, и даже конфликты намечены на уровне "отгребись, начальник". А детективная часть осуществляется через "о, блин, мы нашли следы российского вмешательства участия крякоцапнутого безумного учёного. Кто бы мог подумать".

Но само по себе превращение фильма, который был героической историей про человеческую метаморфозу (а именно в этом и заключаются все настоящие истории), в развлекательное непоймичто - 

- это в известном смысле знак времени.

В том смысле, что это превращение в упрощённый аттракцион нас подстерегает в любой момент. И не только в полном метре, но и в захвативших сегодня мейнстрим зрительского внимания сериалах, кстати. Кто из нас не бросал смотреть в последние годы все эти раздутые многобюджетные многочасовые саги, обнаружив, что из них какие-то злыдни взяли и вытащили всё, ради чего мы начинали их смотреть?

Одно время у меня было подозрение, что злые люди похищают смысл у фильмов из дурных побуждений. Ну, чтобы зрители не задумались о чём-нибудь опасно умном. 

Но на самом деле, боюсь, разгадка проще.

Просто число людей, способных нарисовать историю со смыслом, в современном условном "голливуде" почти столь же ограничено, как и в современном российском кино.

И если режиссёр оригинального "Рубежа" Гильермо дель Торо отвлёкся на какой-нибудь оскароносный артхаус, - то остаются только Крепкие Профессионалы. Создающие визуальное нечто, лишённое напрочь признаков собственно кинематографа - человеческого искусства, имеющего корни не в клипостроении и не в играх, а в человечьей культуре с её вечными сюжетами.

Ну и вот.