— 19 апреля, 2024 —
 
Будущее

Главная проблема высшей власти

Вообще-то таких проблем три

Вообще-то таких проблем три. Как власть получить, как её сохранить и как передать.

Для Владимира Путина актуальна сейчас (и в ближайшие шесть лет) только последняя проблема.

Он не раз, и не два, и косвенно намекал, и прямо говорил, что не собирается становиться пожизненным президентом.

Однажды признался, что думает о преемнике с первых же дней своего первого президентства. В ночь после последних выборов прямо сказал, что не собирается ни задерживаться во власти, ни возвращаться через срок.

Ну, ладно, не прямо, но все всё поняли правильно. Это последняя каденция Путина, и проблема преемственности встаёт во весь рост. Не только перед самим президентом, но и перед всей страной. И не столько даже преемственности власти, сколько курса. Никому не хочется ставить политику страны в зависимость от удачности выбора лидера. Проблему возможного неудачного выбора (не важно, сделанного придворной элитой или всем народом – и те, и другие могут ошибиться) нужно решить заранее. Желательно, мирно, законно и по возможности компромиссно.

После свержения монархии в России так толком и не выработано системы мирной, законной и предсказуемой передачи власти без риска радикальной смены курса. Её еще предстоит выработать. И нет сомнений, что разработка уже идёт.

В ту же ночь после выборов Владимир Путин произнёс знаковые слова, отвечая на вопрос одного из журналистов. «Пока я не планирую никакой конституционной реформы», - сказал президент.

Пока! То есть, в принципе, такая возможность уже не исключается. И, наверняка, эти изменения будут связаны с доведением и наладкой конструкции власти, в том числе, её передачи, дабы обеспечить необходимую преемственность. Одного преемника мало, нужно найти ещё место самому Путину после отставки. Такое, чтобы не сковывал свободы действий следующему президенту, но продолжал сохранять влияние и поддерживал основные несущие конструкции власти. Если не придумывать ничего специально, то такое место уже есть – Конституционный суд.

Этот вариант технически не сложнее предложенного Жириновским Госсовета, к которому должна бы перейти полнота власти, а юридически надёжнее. При минимуме недостатков он обладает массой преимуществ и идеально подходит для бывшего президента России. Любого президента, а не только Владимира Путина после 2024 года.

Один из немногих недостатков – необходимость подправить Конституцию и Закон о Конституционном суде таким образом, чтобы уходящий президент автоматически становился председателем Конституционного суда. Сейчас председателя КС РФ предлагает действующий президент при одобрении Совета Федерации. Эту процедуру можно сохранить, но сделать её формальной. В день инаугурации уходящий президент из гаранта Конституции становится председателем Конституционного суда, и продолжает поддерживать все основные конституционные нормы, только уже в новом качестве.

Разумеется, членство в КС для бывших президентов должно быть пожизненным; разумеется, оно должно гарантировать неприкосновенность. А вот должность председателя КС должен занимать только что покинувший свой пост президент. В итоге Конституционный суд станет собранием бывших президентов страны, коллегиальной волей определяющих и поддерживающих основные устои государства, имеющих право отменять неконституционные нормы и законы и, если что, отрешать от должности президента, злостно и систематически нарушающего Конституцию.

Но это на дальнюю перспективу. А на ближнюю Конституционный суд должен возглавить в 2024 году Владимир Путин. Юридическое образование у него есть, авторитет, безусловно, тоже, и одной своей личностью он так повысит вес и влияние КС РФ, что игнорировать его будет весьма затруднительно. Фокус 93-го года, когда президент отказался подчиняться решению Конституционного суда, в новых условиях не пройдет.

Так будет обеспечена даже не преемственность власти, а нечто более важное и существенное – устойчивость всей государственной системы. Действовать новому президенту, даже если он будет избран от оппозиции, придётся с оглядкой на прежнего, зная, что любое его решение может быть оспорено депутатами или сенаторами, подавшими жалобу в Конституционный суд. И если решения нового президента нарушают Конституцию – читай, сложившуюся систему власти – они могут быть оспорены и отменены. А при злостном нарушении сам президент может быть отстранен решением Конституционного суда.

Нет, это не будет вмешательством бывшего президента в дела действующего, таких полномочий у него не будет. Это будет лишь своеобразным стоп-краном, за который – при опасности – будет дёргать оппозиция любой действующей власти. Так можно будет предотвратить сползание к диктатуре. И так же предотвращается сползание к хаосу. Президенты не боятся оставить свой пост, а после отставки оказываются при делах и поддерживают устойчивость системы.

Решается не только проблема ближайшего будущего после ухода Путина, но и будущего куда более отдалённого. Если всё сделать правильно, в России сложится устойчивая конструкция власти и государства, защищённая от волюнтаризма и слабости отдельных неудачных правителей. Незыблемость базовых основ государства и преемственность курса при сохранении выборов и уважении воли большинства. Стоит попробовать.