— 08 мая, 2024 —
 
Политика России

Дело "Суммы": ещё не все поняли масштаб происходящего

Арест братьев Магомедовых не может не быть началом масштабнейших перемен

Либералы 18 лет пугали друг друга 37 годом - ну и вотнаконец-то он, видимо, настал. С поправкой, конечно, на особенности буржуазногостроя и с учетом ошибок прошлого. Массовойзачистки, вероятно, не будет – она будетточечной.

Совладельцами генеральному директору группы "Сумма"предъявлены обвинения в хищениях вособо крупном размере и организациипреступного сообщества.Совладельцы группы компаний "Сумма"Зиявудин Магомедов и Магомед Магомедов,а также Артур Максидов, глава компании"Интекс", входящей в ее структуру,задержаны. Как заявили в МВД, задержанныхподозревают в том числе в хищениигосударственных средств, выделенныхна строительство объектов инфраструктурыи энергетики.

Основныеактивы группы "Сумма" сосредоточеныв транспортных компаниях: 25,07% в"Трансконтейнере", 25% в "Новороссийскомморском торговом порте" (НМТП), 32,5% –в компании "Дальневосточное морскоепароходство" (одна из крупнейшихсудоходных компаний РФ, Far-Eastern ShippingCompany, FESCO). Холдингу также принадлежит50% минус 1 акция "Объединенной зерновойкомпании" и крупный пакет акций в"Новороссийском комбинатехлебопродуктов".Кроме того, "Сумма"владеет активами в топливно-энергетическомкомплексе России (82% в "Якутскойтопливно-энергетической компании",ЯТЭК), а также рядом активов в строительстве– "ГлобалЭлектроСервис","Стройновация", "Интэкс".

По оценкам Forbes,Зиявудин Магомедов в 2017 г. входил в числобогатейших российских бизнесменов ссостоянием в $1,4 млрд.

Данное событие,вероятно, выходит далеко за пределыобычной истории взаимоотношений крупногобизнеса и властей. По своей значимостидля экономической и политической жизниРоссии оно вполне может оказаться сопоставимо с громким делом Юкоса 2003 года. Последствияконфликта Юкоса с Кремлем хорошоизвестны. Провал либеральный партий навыборах и их уход в глухую оппозицию.Доминирование силовиков. Основныеактивы Юкоса достались Роснефти, которуюсейчас возглавляет Игорь Сечин. Закрытиевнутренних офшоров и ввод жесткогоналогового режима для нефтяного сектора (Газпрому удалось тогда отстоять болеемягкий налоговый режим, чем у нефтяников.Компания всегда была в России на первомместе по лоббизму).

Серая оптимизацияналога на прибыль была на поверхности.Каждый мог взять консолидированнуюотчетность Юкоса по стандартам USGAAPи сравнить эффективную ставку налогана прибыль группы и ставку, которая былана тот момент установлена законом.Разница впечатляет. На сэкономленныена налогах средства господин Ходорковскийхотел купить добычу Газпрома, раздробивего на транспортную и добывающуюсоставляющие. Этого Кремль, конечно, позволить не мог. 

С "Суммой" всесложнее. Ее экономические грехи и меруответственности за них установитследствие. Мы же поговорим о другом. Вданной истории политики не меньше, чемэкономики. Просматривается прямаяаналогия с Юкосом. Господин Ходорковскийбыл в очень хороших отношениях с тогдашнимпремьером Михаилом Касьяновым. А такжеважным инвестором парламентских партий– КПРФ и Яблоко.

К каким политическимфигурам близка группа «Сумма»? Дляинвестиционного сообщества и деловойпрессы это не секрет. Называютсятрадиционно вице-премьер Дворкович, егосупруга Зумруд Рустамова и даже премьер-министр. Этугруппировку принято называть "системными либералами". Эти самые "системные либералы" в России - традиционнозападники, ориентированные преждевсего на США. Владимир Путин все время,которое находился у власти, к нимотносился если не с симпатией, тодостаточно лояльно. Однако, вероятно, геополитическая ситуация сегодня столь остраяи серьезная, что наличие прозападныхфигур в российском истеблишменте становится всё менее допустимым. 

Можно свысокой вероятностью утверждать, чтов мае российскую властную вертикальждут очень серьезные кадровые решенияс далеко идущими последствиями. Путинмог пойти на них сразу после крымского воссоединения 2014 года, однако, вероятно, полагал,что сможет договориться с Западом,который до сих пор остается основным мировым банком инвестиций и технологий. В пользуэтого говорил опыт конфликта в ЮжнойОсетии в 2008 году. Однако Крым не Осетия: договориться не получилось.

Вряд ли упоминаемые в СМИ суперчиновники разделятсудьбу господина Улюкаева. Однако свысокой вероятностью прозападнойвластной группировки просто не будет,как и бизнес-структур, входящих в данныйполитический блок. 

Возможен ли при этом отказот капитализма в России? Это, с нашейточки зрения, исключено. Капитализм илирыночная экономика - простоинструментарий, правила игры. И онидействующего хозяина Кремля на 100%устраивают. 

 Макроэкономику, финансовыерынки или простых граждан данная историявряд ли затронет.