— 29 мара, 2024 —
 
Новый кризис

Первому дураку приготовиться. Ругательная рецензия на качественный фильм Спилберга

К режиссёру нет претензий. К зрителям нет претензий. Претензии есть к эпохе

Уважаемые читатели!

Выйдя с премьерного сеанса х/ф "Первому игроку приготовиться" (США, 2018, режиссёр С.Спилберг, касса первых выходных около 181 млн долларов), я не вполне пристойно оговорился. Я хотел сказать, что кино какое-то нарочито подростковое, а получилось "подрочито наростковое". В каком-то смысле это было более точным определением.

Поскольку мы, к счастью, не занимаемся нормальной кинокритикой, а занимаемся кинокритикой идейной - я не буду сейчас анализировать, хорошо ли прорисованы сцены в виртуальном мире и лихо ли закручен сюжет.

Ну, хорошо. Ну, лихо.

Это не отменяет того, что по своему содержанию качественный подростковый кинофильм Спилберга не то что беспомощен. Он всесторонне и беспримерно жалок.

Значит, так.

2050 год. Наше будущее - полный отстой. В нём, судя по всему, затяжной экономический, экологический и социальный кризис. Люди живут бедно и плохо, особенно в крупнейшем городе мира Колумбусе, штат Огайо (локализаторы именуют его Коламбусом, то есть чем-то средним между русским названием города и американским Коламбэс).

Главный герой - сирота лет двадцати без определённых занятий. Он живёт с тётей в каком-то бидонвиле, в мини-многоэтажке из фургончиков. Своё время он (как и почти все вообще вокруг) проводит в костюме виртуальной реальности в развлекательной Матрице под названием "Оазис". Эта Матрица создана двумя гениальными программистами, один из которых проект, кажется, давно покинул, а другой умер.

Перед смертью, как известно из трейлеров и аннотаций, умерший создатель сообщил, что завещает свой контрольный пакет Матрицы тому, кто найдёт три ключа, а затем спрятанную пасхалку. 

За ключами охотятся все желающие, а также виртуальные штурмовики Злой Корпорации, желающей Матрицу окончательно контролировать. 

Известно, где находится первый ключ. Чтобы его добыть, нужно преодолеть на транспортном средстве полосу препятствий, включающих Годзиллу и Кинг-Конга. Дальше Кинг-Конга никому вот уже давно пройти не удавалось. Все желающие +Злая Корпорация попутно штудируют своеобразный музей покойного, в котором собраны все известные эпизоды его жизни.

В какой-то момент юношу осеняет. Наблюдая в музее за тем, как покойный изобретатель говорит кому-то "иногда надо двигаться назад", юноша (в теле юноши, но более няшного) спешит на заезд за первым ключом. И когда все едут вперёд, он едет назад, и ему открывается потайной ход мимо Годзиллы и Конга. И он, а затем четверо его друзей, получают первый ключ.

У него завязываются романтические отношения с одной из новых подруг (тоже в няшном облике). Выясняется, что она не просто охотник за мега-пасхалкой, а часть Сопротивления. Которое хочет спасти развлекательную Матрицу от Злой Корпорации и ээээ ну, скажем, вернуть её народу. 

Пятёрка друзей скачет по объектам масс-культуры, доставляющим ностальгические переживания зрителю. Я заметил цитаты из "Мортал Комбата", "Монти Пайтона", "Чужого" и "Кошмара на улице Вязов", но согласно Википедии я много чего пропустил - там уже есть полный список т.н. культурных отсылок. 

В отеле "Оверлук" из "Сияния" друзья находят второй ключ. Тем временем за ними начинает охотиться Злая Корпорация (симпатичная начальница службы безопасности - единственная, занятая реальным делом в реальной жизни).

Они настигают подругу главного героя (она в реале тоже девушка, только с симпатичным родимым пятном на лице) и сажают её за накопившиеся долги в самую идиотскую тюрьму на свете. То есть заключённых в этой тюрьме годами, порой пожизненно, кормят, поят и держат в хорошо освещённых отсеках с подключением к виртуальной реальности (!), в которой их аватары заняты перетаскиванием тяжестей с места на место (!!!). 

Друзья спасают подругу из идиотской тюрьмы и все вместе, призвав на помощь тысячи и тысячи других обитателей "Оазиса", идут на штурм третьего и последнего ключа, охраняемого прямо в игре штурмовиками и наёмниками Злой Корпорации.

Штурм удаётся, главный герой обнаруживает последний ключ, потому что знает, что "главное - не выигрыш, а участие", удостаивается аудиенции у покойного создателя и получает от него:

а) Контроль над всей Матрицей и

б) Наставление о том, что "реальность лучше - потому что это всё-таки реальность".

После чего делает миру следующее добро.

Во-первых, он не хочет управлять Матрицей в одиночку. Он управляет ею со своими четырьмя соратниками, представляющими (в реале) все главные расы планеты и оба основных гендера.

Во-вторых, он отменяет идиотские долговые тюрьмы, тем самым экономя Корпорации (теперь уже Доброй) кучу денег на питание и электроэнергию.

В-третьих, он отключает Матрицу по вторникам и четвергам, чтобы люди могли заняться хотя бы два дня в неделю своей жалкой реальной жизнью. 

Всё.

...Что во всём этом потрясает.

В фильме вообще не идёт речи о том, что если реальность отстой, то неплохо было бы её исправить всеми силами.

В фильме идёт речь о том, чтобы сделать Матрицу чуть более доброй и удобной. Потому что во всём остальном она несомненно, безоглядно, бесспорно лучше этой вашей поганой реальности, ну её нафиг. 

И в общем-то к режиссёру Спилбергу нет претензий - он никогда не делал вид, что обожает реальный мир и так уж прям хочет сделать его лучше. В его фильмах даже историческая реальность перевиралась всегда и во всём. 

Нет даже претензий к тому, что на свою целевую аудиторию (они же - геймерская массовка в фильме) он смотрит с откровенной иронией - даже не пытаясь соблазнить их реальностью. Ну разве что "только в реальной жизни можно нормально поесть" - это единственное, без всякой надежды указание на ценность реального мира, которое он даёт зрителям. 

И к самим восторженным зрителям тоже нет претензий - для них россыпь отсылок и пасхалок плюс обаяние поп-культуры 1980-х - 1990-х достаточное основание для эйфории.

Претензия скорее к нашей текущей эпохе. Какого чорта, спрашивается, восторженных зрителей, полностью согласных с тем, что они лишние в реальности, в этой нашей эпохе так много?