— 19 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Мелкодержавный шовинизм. О последней стадии существования Латвии

Познавательно-аналитический доклад

В мартеСейм Латвии принял, а президент подписалпоправкив законы об образовании, которые переводятрусскую школу полностью на латышскийязык. Сами они считают, что таким образомсделали подарок Латвии к столетию еёнезависимости. Тем самым русскоеобразование в Латвии, которому в этомгоду исполнится 230 лет, будет уничтожено.А господствующая политическая мысльЛатвии незаметно, но закономерноперетекла от национализма к шовинизму.

Термины эти обозначаютявления хоть и схожие, но разные.Национализм подразумевает нацию каквысшую ценность, которой надо самоотверженнослужить и чем-то ради неё жертвовать.При этом для национализма совершеннонеобязательно, чтобы нация была великойили вообще заметной.

Собственно, до сих порименно аргумент малости и был основнымдля латышских политиков. Они говорилинам, что нация их крошечная, культурканезначительная, язычок слабенький, ихнадо защищать – ибо если в Латвии будетсвободно и равноправно существоватьещё и русский язык, то всей этой этнографиинеизбежно придёт конец.

Поэтому, говорили они,ради спасения язычка, культурки и нацииединственным государственным долженбыть латышский, а русский язык, роднойдля 37% населения, должен иметь статусиностранного и его необходимо строгоограничить. Настолько строго, что быласоздана особая языковая инспекция,которая имеет полномочия не толькоштрафовать за недостаточное знаниелатышского языка, но и лишатьмандатов избранных народом депутатов.А парламент всерьёз намерен обсудитьпоправкив трудовое законодательство, которыезапретят работодателям требовать уработников знания «ненужных» иностранныхязыков – имеется в виду русский, посколькудля бизнеса он требуется, а молодыелатыши его очень часто не знают и остаютсябез работы. Самому же работнику вменяетсяговорить с клиентами только на латышском,если только тот не иностранец – длячего, видимо, клиенту придётся предъявлятьпаспорт.

Да, это глупый вариантнационализма – потому что национализмумный в первую очередь нацелен на благосвоей нации, а не на вред нациям другим.Ведь очевидно, что латышский язык будетсуществовать ровно столько, сколькобудут существовать латыши – ибо никомубольше он не нужен. Единственный жерецепт дальнейшего существованиялатышей, как, впрочем, и любых другихнародов, записан в Ветхом завете ещётри тысячи лет назад: «Плодитесь иразмножайтесь». И, разумеется, никакихгей-парадов, типа запланированногона этот год стодневного прайда в честьстолетия Латвии.

И выбор глупого вариантанационализма не мог не отразиться нарезультатах политики, на глупостиоснованной. В итоге в настоящее времялатышей в Латвии осталось даже меньше,чем было во время переписи 1925 года, послевсех перипетий мировой и гражданскойвойн. А поскольку численность населенияна протяжении последних двадцати летиз-за эмиграции и естественной убылистабильно сокращается со среднейскоростью в 1,2% ежегодно - перспективаисчезновения латышского языка и культурыесть только вопрос времени.

Именно поэтому концепциярезко изменился. Уничтожение русскогообразования, которое более чем на векстарше самой Латвии, уже никто не пытаетсяобосновать защитой и спасением латышскогоязыка, культуры и нации. Риторика совсемдругая – оказывается, это нужно длясоздания единого общества, сплочённоговокруг единственно правильных латышскихценностей, а также для повышенияконкурентоспособности выпускниковрусских школ в этом самом едином латышскомобществе.

Такое изменение риторикиоднозначно есть утверждение превосходствасвоей нации и её ценностей, культуры иязыка над другими нациями и их ценностями,культурой и языками – то есть чистыйшовинизм. И нынешнее шовинистическоетребование принудительной ассимиляциине такого уж маленького русскоязычногоменьшинства (37% населения) есть вполнелогичное продолжение неудач глупоголатышского национализма – если неудалось принудить латышей плодиться иразмножаться, придётся сделать латышамирусских.

До сих пор термин«шовинизм» привычно употреблялся всочетании со словом «великодержавный».Считалось само собой разумеющимся, чтопроповедовать своё национальноепревосходство могут нации великие, укоторых такое превосходство такисуществует хоть в чём-то. Например,великая культура, обширная территория,мощная армия или потрясающее богатство- а лучше сразу несколько позиций.

Скажем, в качествепримера великорусского шовинизма, а посовместительству главного моральногооправдания нынешнего уничтожениярусских школ, латышские политики приводятрусификациюлатышских школ, имевшую место при цареАлександре III. Тутхарактерно, во-первых, что не нашлосьболее свежих примеров, чем событиястотридцатилетней давности. А во-вторых,взамен Российская Империя открываласвоим подданным многочисленныевозможности – и латыши с удовольствиемими пользовались.

Латвия же становитсяодним из немногих - наряду с другимистранами Прибалтики - примеров шовинизмамелкодержавного. Настолько мелкого,что взамен покорного олатышиванияЛатвия может предложить своим русскимсоседям по стране… а ничего не можетпредложить. Ради приличной работы надоуезжать на Запад, ради приличного бизнесанадо ехать на Восток, ради приличногообразования – куда угодно. И во всехперечисленных случаях латышский языкявляется абсолютно бесполезным балластом,если только не использовать его дляпередачи секретных сообщений.

Показательным примеромтого, как и чем латыши готовы вознаграждатьза лояльность, может служить партия«Согласие» - местный аналог украинской«Партии регионов». Ради того, чтобыпопасть в правящую коалицию партия,ранее позиционировавшая себя в качествепредставителя русского населения, запоследнее десятилетие последовательнопризнала советскую оккупацию,иностранный статусрусского языка, украинскую принадлежностьКрымаи даже вообще отказалась считать себярусскойпартией.

Проявления лояльностибыли настолько активными, что в какой-томомент один из депутатов российскойГосдумы Павел Шперов предложилввести против председателя партии«Согласие» Нила Ушакова персональныесанкции. Характерно, что Шперовпредставляет в Госдуме Крым - то естьпримеры предательского поведения состороны псевдорусских партий он, какбывший украинский гражданин, имелвозможность наблюдать лично всегочетыре года назад.

Но… несмотря на такойгиперлоялизм, места в правящей коалициидля партии так и не нашлось. Не помогдаже демонстративный разрывдоговора о сотрудничестве с ЕдинойРоссией. А причина проста – самим нехватает, кормовая база сокращается.Приватизация закончена, финансированиеиз европейских фондов близко к завершению,постоянные скандалы и взаимные санкциис Россией уменьшают доходы от торговлии транзита. И перспективы измененияэтой ситуации не просматривается.

В целом история Латвиии латышей идёт к концу, медленно, новерно – и это справедливая плата заглупость и жестокость. Если все процессыбудут идти нынешними темпами, населениестраны в течение сорока лет уполовинитсяи составит менее миллиона человек. Ивторого столетия независимостипраздновать уже не придётся.

Вот только русским,ныне живущим на своей мачехе-родине, аособенно их детям-школьникам, хотелосьбы справедливости побыстрее. И Россиямогла бы в этом помочь, введя модныеныне адресные санкции против юридическихи физических лиц, которые спонсируютлатышских шовинистов – так, как этосформулировано в заявленииГосдумы. А адреса охотно подскажетрусская община Латвии.