— 25 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Война за европейское наследство

Она уже идёт, и важно не упустить свою долю трофеев

СтатьяВладислава Суркова об «одиночествеполукровки» вызвала известное брожениеумов и спровоцировала изрядную полемику,продолжающуюся кое-где до сих пор.

Статьяпримечательна тем, что она, есливкратце, фиксирует окончательноепризнание властной и околовластнойэлитой краха "западногопути" развития России. В смыслепринадлежности России к концертузападной цивилизации. На наших условияхпринимать в этот концерт не хотят нас,на их условиях вступать не хотим мы.

Донедавних пор ещё была теоретическаявозможность согласовать условия идоговориться о компромиссе. СтатьяСуркова подвела черту под этой возможностью– вместе нам не жить, пришла пораразбежаться. Об этом же говорит, кстати, иКургинян, вновь ставший модным иприглашаемым, об этом же говорят и иныемногие.

Прошедшийнедавно Совет по внешней и обороннойполитике стал в этом смысле и рубежным,и показательным. На Запад поставиликрест все, даже многие бывшие либералы.И статья Суркова - прекрасная демонстрациятого, что идея цивилизационного разрывапроговаривается с пугающей и отчётливойнеотвратимостью в самых высоких властныхкругах.

Нов такой постановке вопроса кроется иопасность. Почему нам израза в раз навязывают соседские отношения как цивилизационный выбор, да ещё и навека? Почему нельзя относиться к этомувопросу чуть проще, а не через призмуконцептуального выбора: Запад илиВосток, Европа или Азия, традиция илимодерн?

Еслипосмотреть на тему международных имежгосударственных отношений непредвзятои отстранённо, то цивилизационный выборперестаёт быть какой-то пугающейнеизбежностью. Для народа достаточносделать только один выбор – «Мы есть ибудем». Всё остальное к этому лишьприлагается.

Если«мы есть и будем», тогда по ходу деларешается вопрос какие мы есть и какимибудем, с кем будем дружить, а с кемвоевать, с кем торговать и кого принимать.Если «мы есть и будем», тогда появляютсянужные лидеры и творцы, военные и учёные,дипломаты и предприниматели, формирующиеоблик нации, её особое лицо, её особеннуюстать. Но только если принято принципиальноерешение – «мы есть и будем».

Еслиэтого решения нет, тогда всё остальноене имеет значения и нация рассыпается,становясь частью других народов ицивилизаций. Если есть, остальноеприходит самом собой, просто складываясьв ходе активной деятельности, зачастую,довольно бессмысленной.

Чтотолку спорить, европейцы мы или азиаты,когда и те, и другие не признают нас засвоих и всегда выделяют русских отдельно.Какой смысл мерить, чего в нашем культурномкоде и национальном геноме больше –Византии, Золотой Орды, просвещённойЕвропы или хрена с редькой, когда самимы просто на бытовом уровне осознаёмсобственную особенность и всегда можемсказать о ком-то: «наш» или «не наш».

Пустькультурологи и генетики определяютконкретные свойства, отличающие нас отдругих; нам сейчас важно зафиксировать,что мы просто другие. И не делать изэтого какого-то уникального явления,плохого или хорошего, а просто оглядетьсяпо сторонам и признать – весь мир такустроен.

Китайцыдругие нежели индусы, арабы нежелиперсы. Евреи не такие, как турки, африканцыотличаются от европейцев. На цивилизационноми на генетическом уровне, как бы нипыталась утверждать обратноеполиткорректная толерантность.

Ну,так и мы другие, и весь мир это давнопризнал, даже если у нас самих с этимкто-то не согласен. И спорить надо не отом, частью какой другой цивилизациинам стать или к кому лучше присоседиться– это просто невозможно, Россия самасебе цивилизация, сама себе целый мирс кучей орбитальных спутников, временновышедших из-под контроля в результатепьянки диспетчеров. Спорить надо о том,что лучшее взять у соседей, купить илиперенять, и как сподручнее защищатьсяот противников.

Решительнонепонятно, почему для взаимовыгоднойторговли нужен цивилизационный выборили моральное обоснование? Если я покупаюнемецкую машину или японский телевизор,я ведь не обязан для этого становитьсянемцем или японцем. Я даже любить их необязан, и меня не должны интересоватьспоры о повороте России на Запад илиВосток. И никого не должны.

Намговорили: чтобы стать такими же богатымии успешными как на Западе, надо статьтакими же, как Запад. А ещё лучше, статьчастью Запада. И дело даже не в том, чтомы у Запада забыли спросить: а хочет лион нас видеть частью себя? Дело в том,что решительно непонятно из чего былавыведена такая причинно-следственнаясвязь? Саудовская Аравия живёт намногобогаче и красивее многих стран Европы,но Европой она при этом не является нив каком виде. Вообще, ни разу. Про другиепримеры стран Азии говорить не буду,они и так у всех на виду и на слуху.

Такчто не надо конкретную внутри- ивнешнеполитическую обстановку сводитьк очередному цивилизационному выбору.Многие западные страны сейчас нашиполитические противники, а, возможно,скоро и военные. Нам придётся воеватьи, безусловно, победить. Но отказываться при этом, от Шекспира и Гёте, от Микеланджелои Френсиса Копполы, да хоть от «мерседеса»с бурбоном нет никаких оснований, еслитолько у нас не сделали чего получше.

Советскиесолдаты били фашистов как смертельныхврагов, но от военных трофеев отказыватьсяне думали. Немцы, кстати, тоже. Нам нестоит отворачиваться с гордым видом,как призывает Сурков. Нам надо ввязатьсяв войну, выиграть её и забрать трофеи –как это прекрасно умели делать нашипредки, включая и самых истовых западников.

Метафорическиговоря, никто к реальной войне непризывает, упаси Боже. Но война заевропейское наследство так или иначегрядёт, и нам не нужно упустить своюдолю.