— 19 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Польза от #МеняТоже/#MeToo: Нобелевскую премию по литературе могут отменить

Это по-настоящему поучительный сюжет, неплохо иллюстрирующий современность

03.05.2018

Нобелевскую премию по литературе в этом году могут отменить, сообщают нам информационные агентства.

Причина и предыстория: в ходе кампании #MeToo, то есть #МеняТоже, в рамках которой женщины выходят к публике и рассказывают о сексуальных домогательствах на работе и в быту, скрытых от глаз общественности - оказался обвинён французский фотограф Жан-Клод Арно. Про него рассказали некрасивую правду восемнадцать женщин.

Жан-Клод женат на члене Нобелевского комитета Катарине Фростенсон, шведской поэтессе (нам совершенно неизвестно, хорошая ли она поэтесса). Поэтому, вероятно, в заявлениях пострадавших от хищных действий Арно время от времени фигурировали помещения, принадлежащие комитету.

Однако комитет недостаточно масштабно и решительно отреагировал на случившееся - в частности, не исключил из своих рядов Катарину Фростенсон. В итоге это привело к волне возмущения, обвинениям в попытке замять случившееся в зоне ответственности Нобелевской премии и уходу как самой Фростенсон, так и руководительницы Шведской академии и секретаря комитета Сары Даниус.

...В общем, в итоге в нынешнем году, ввиду пятна на репутации почтенного института, есть вероятность, что "нобелевка" по литературе вручена не будет. В следующем году, правда, их в этом случае вручат две штуки - но зато в течение года мы отдохнём от новых авторитетных лауреатов.

Напомним: в последние двадцать лет такие авторы, как

Курт Воннегут

Стивен Кинг

Валентин Распутин

Станислав Лем

Умберто Эко

и длинный-длинный ряд других знакомых публике авторов - не получили Нобелевской премии по литературе.

Зато её получили все эти люди, из которых прямое влияние на читательские умы, безусловно, оказал Боб Дилан (награждение которого "нобелевкой" один из критиков данного решения справедливо назвал "награждение почётной наклейкой Эвереста за то, что он высокий").

Влияние прочих на читателей если и имело место, то опосредованное. В том смысле, чтопредполагается, будто их читали какие-то другие литераторы, заимствовали у них некие темы и затем популяризировали в своих произведениях "попроще".

В ряде случаев - из которых отечественной публике запомнилась более-менее история с белорусской (по гражданству, но не месту жительства) квазидокументалисткой С. Алексиевич - причины награждения являются полной тайной и заставляют предположить политические мотивы. 

В итоге необходимо признать: нобелевская премия по литературе XXI века скорее едет на славе своей предшественницы из века XX, чем является самостоятельной величиной. В XX веке помимо актуальных тогда политзаказных алексиевичей (типа А.И. Солженицына) премией награждались также действительные титаны вроде Шолохова, Сенкевича, Голдинга, Стейнбека, Гамсуна. Все они доказали своё право на премию тем, что после них остались великие книги, читаемые по сей день. "Тихий Дон", "Камо Грядеши", "Повелитель мух", "Гроздья гнева", "Голод".

В веке нынешнем от репутации премии прошлого века осталась только шкурка - и нет оснований полагать, что она имеет шансы быть наполнена чем-нибудь содержательным. Просто потому, что сейчас премию вручают в значительной степени те же люди (того же склада и рода), что в других областях ответственны за исчезновение великого массового европейского кинематографа или по-настоящему авторитетных международных организаций.