— 25 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Великая Отечественная для русско-французских детей: "Как бы закрасить Ленина и Сталина"

Пишет знакомый преподаватель истории во Франции для русско-французских школ

Мне пишет знакомый преподаватель истории во Франции для русско-французских школ (и, следовательно, детей из русско-французских семей). К краткому сообщению прилагается небольшой пакет ярких изображений. 

Сообщение: « Готовлюсь к уроку по теме "ВОВ". Скажи мне честно, ты бы сильно оскорбилась, если б твоему 7-летнему ребёнку дали такой лист с иллюстрациями к этой войне?»

Картинки: нарисованные средних спосoбностей художником, но вполне себе приличные и самые что ни на есть традиционные, в общей тематике "Великая Отечественная война". 

Битвы, «Мессершмитты», танки, пулемёты. Дирижабли над ночным городом и нацеленные в небо зенитки. Госпиталь и перевязывающие раненых  медсёстры. Военный завод и массовое производство снaрядов. Ряды бойцов перед отправкой на фронт (скорее, приём Парада Победы - прим. ув. ред.): на заднем плане портреты Ленина и Сталина. 

Наконец, сержант Егоров (а может быть, Кантария) водружает красное знамя над чем-то, что, зная известную фотографию, в работе художника очень условно можно принять за Рейхстаг. 

Не вижу ничего предосудительного в подобных иллюстрациях, всё-таки не для энциклопедии рисовалось, а для школьников 7-8 лет. Если не впадать в перфекционизм и толково объяснить, что солдат с красным знаменем над некоей абстрактной конструкцией, напоминающей водокачку, на самом деле находится в центре Берлина, на крыше известного здания, то никаких других нареканий рисунки лично у меня не вызывают, никаких других проблем я не наблюдаю и не вижу сути вопроса: в каком месте я должна оскорбиться, если моему ребёнку проиллюстрируют  Великую отечественную этими картинками.

И вот здесь и вечер, и дискуссия перестают быть томными, когда приславший картинки преподаватель делится своими реальными тревогами: 

«Может, портреты Ленина и Сталина на заднем плане лучше закрасить? А то у нас в закрытой группе учителя и родители уже копья ломают: говорят, что на картинке Ленин и Сталин показаны как положительные герои. Так я как раз об этом в субботу буду детям рассказывать, буду стараться и то и это объяснить. Пытаюсь заранее понять, в чём меня сейчас обвиняют и что ещё могут приписать. Вот сижу, думаю, как оттачивать мастерство ведения дискуссий, что отвечать всем неадекватным, а то я часто теряюсь, когда сталкиваюсь с такими вот страстными обличителями…»

На форуме, куда в качестве анонса этого урока были вывешены картинки - дым коромыслом и мокро от плевков : почему у вас русские солдаты идут в бой под портретами Ленина и Сталина? Вы что, хотите сделать из них положительных героев в детских глазах?! Это недопустимо, это пропаганда! Не смейте это распространять!

На этом самом месте, которое, как известно, давно уже свято и пусто не бывает, у меня забрезжил и проявился закономерный вопрос : что, в общем и целом, понимается у разгневанных "форумчан" под "преподаванием истории"? 

Изложение полуфактов, согласных с идеологическими критериями того "большинства", у которого в настоящий момент находятся бразды управления этой дисциплиной?

Если ответ утвердительный, то он означает, что историю придётся переписывать каждый раз, когда эти самые бразды будут попадать в крепкие руки очередного большинства.

Это также означает, что данная многострадальная дисциплина вообще не может иметь отдельного от идеологии существования и всецело зависит от превалирующей пропаганды. В каковом случае подлинность исторических событий вообще не должна приниматься во внимание, а единственным критерием их "отбора" и трактовки будет, опять же, соответствие коньюнктуре, устанавливаемой очередным большинством. 

Eсли на отдельно взятом форуме форумчане и форумчанки решительно не желают, чтобы их дети узнали некие конкретные исторические реалии, эти реалии просто следует удалить и "замазать", согласно требованию всё того же большинства.

Очевидно, тот факт, что в любом госучреждении, а также в любом общественном месте, в то время, о котором рассказывают эти "невесёлые картинки", однозначно и безапелляционно висели тe самые портреты, что люди на фронте бросались с гранатами под вражеские танки со всем известными криками, за кого и за что, - для форумчан и форумчанок, жeлaющих своим детям дистиллированного знания истории, значения не имеет.

Иными словами, историю можно недоговорить, перeтолковать и перетасовать во имя какой-нибудь сиюминутной цели, которая в данный момент кажется великой сплочённым единой идеологией формучанам и форумчанкам.

Не знаю, как вам, а мне сильно не нравится такое  "охранение" детских мозгов, даже на ранней стадии.

Мне почему-то кажется, что все возможные впоследствии интерпретации и оценки не пострадают от бесстрастного изложения реальных фактов, сформировавших любую действительность.

А кто во что свято верил, кто, в чём и насколько ошибался и каким точным эпитетом наградить конкретные деяния того или иного, - всё это обязательные составляющие области бесконечных диспутов и рождающихся в нескончаемых спорах столь же бесконечных интерпретаций.

Как показывает суровая практика, «замазывать» портреты или символику, звёзды, полумесяцы, свастики, кресты или трезубцы,  замалчивать цифры, факты и их последствия, выдавая на суд беспечной (до поры !..) публики уже кем-то обработанные и оговоренные формулировки, укрепляемые благообразно отретушированными картинками и подтверждаемые сговорчивыми свидетелями, не является действенным методом в борьбе идеологий с окружающей действительностью.

Рано или поздно действительность обязательно берёт своё и тычет носом особо рьяных блюстителей (с любой, заметьте, стороны!) в самую вопиющую ретушь, удаляющую исторических персонажей с фотографий, или замазывающую реальную символику момента.

Вопрос простой и очень цепкий: элементарно, зачем?

Неужели при сегодняшних средствах массовой коммуникации и свободного к ним доступа ещё можно хранить надежду, что хоть что-нибудь можно с успехом бесследно убрать из всех источников, без того чтобы хоть кто-нибудь когда-нибудь этого не обнаружил и не затеял новую "перепись" когда-то подтасованных фактов?

Или это ещё одно проявление популярного принципа, утверждающего, что много раз повторенная ложь становится правдой? 

Мне почему-то кажется, что форумчане и форумчанки, затеявшие борьбу за новоотшлифованную идеологию, не совсем чётко себе представляют, кого копируют.

Но судя по раскалённости обсуждения, делают они это страстно, упорно и очень, очень старательно.