— 25 апреля, 2024 —
 

Аааааааааааааааааааааааа

Рецензия на х/ф «Черновик» (Россия, 2018, снят при поддержке Фонда Кино и телеканала Россия-1)

Рецензия на х/ф «Черновик»(Россия, 2018, снят при поддержкеФонда Кино и телеканала Россия-1)

Уважаемые читатели!

Сначала про деньги.Художественному фильму “Черновик”прогнозировали в первые выходные кассув районе 80 миллионов.

Половинавыходных уже позади. На середину субботыфильм набрал менее 20 млн рублей.

Если у картиныокажется потрясающий «сарафан» - тозаявленная поначалу сумма, возможно, ибудет достигнута. Это, конечно, не спасётее от финансовой неудачи (бюджет кино— по разным данным от360до 500миллионов,то есть чтобы окупиться, придется набратьот 700 млн до миллиарда за весь прокат).Однако пристойная неудача по отечественныммеркам — тоже почти успех. Во всякомслучае, так было до появления по-настоящемууспешных отечественных блокбастеров.

Но лично мысвоими слабыми силами картине «Черновик»помогать не будем. Пусть проваливаетсяк чертовой матери.

Ниже - попробуемобъяснить, почему.

ДилогияСергея Лукьяненко «Черновик/Чистовик»,дописанная около десяти лет назад,описывала несколько дней из жизнипростого московского программистаКирилла. Простой программист Кирилл,вернувшись домой, обнаружил, что вего квартире живёт посторонняя женщина.Поначалу ситуация выглядела нелепойаферой - но затем Кирилла по очередизабыли все: сначала соседи, потомколлеги, потом друзья и девчонки, потомродители и наконец — даже государство.Оставшись никем, Кирилл оказался вводонапорной башне на Алексеевской. Иэта башня превратилась в пересадочнуюстанцию-таможню между разными Землями.Земли — вместе образующие т.н. «Веер»- связаны, помимо таможен, ещё и кастойфункционалов — трудноубиваемыхсуперпрофессионалов. То есть таможенников,полицейских, почтальонов, врачей,рестораторов, тайных властителей мираи прочей прислуги.

В течениедвух книг Кирилл (повстречавший посюжету любовь и потерявший её почтисразу) кувыркается по мирам с разнымсоциальным строем, пытаясь понять, какаясволочь всем этим управляет. И в концеоткрывает неприятную правду:персонифицированной сволочи нет — естьтолько сама идея управления, доведеннаядо логического финала. То есть везде,где есть власть — возникает одна и таже схема с корпорациями, привилегированнымикастами, прислугой и т.н. быдлом, нагибающаяотдельных людей и принуждающая их житьне своей жизнью. 

И ещё он понимает: лучшее, что можетсделать честный парень вроде него — послатьвсю схему нафиг и жить собственнойсудьбой.

Идея небесспорная, но по крайней мере понятная.К тому же в дилогии имелась «историягероя» - от обычности к перемене судьбы,от неё к почти всемогуществу, отвсемогущества к осознанию ценностиличной свободы.

...Ну так вот,а теперь про фильм.

Первые минутсорок — пока картина следует роману —с ней всё почти нормально. Главный геройКирилл, правда, переделан из простогопрограммиста в блистательногогения-геймдизайнера. Любовь, которуюон встретил по ходу текста — превращенав любовь, довольно топорно бросающуюего в первой же сцене. Друг-раздолбай,оказывающийся по ходу текста тайнымруководителем нашей Земли — так и ненашёл себе места и поэтому болтаетсявозле главного героя без всякихобъяснений. Но повествование довольнобойко и в целом объяснимо идёт вперёд.

...А потоммимо киностудии, судя по всему, проходилпродавец, громко кричавший «Вещества,дешёвые вещества, самые забористыевещества в Москве». Творческий коллективне сумел устоять, и всё пошло как-тоочень странно.

Сначалаоткуда-то зачем-то появляется перваялетающая боевая матрёшка, без объясненийисчезающая и оставляющая по себе вопрос«что это было».

(Увязавшийсяза главным героем приятель — властительмира торчит рядом. Он пока хороший)

Затем вкартине принимаются возникать и исчезатьнепонятные люди, инающие с полусловакакие-то сюжетные линии и тут же ихпрерывающие на полусл

Ещё Кириллзнакомится с функционалом-рестораторшей,которая поначалу хорошая, а потом сразустановится плохая и пытается егособлазнить.

(приятель —властитель мира снова появляется. Онуже тоже плохой)

Ещё Кириллзаново знакомится со своей любовью,которая его не помнит, но влюбляется икупается с ним в море в тропическомварианте Москвы, и за это дичайшеепреступление её почему-то репрессируют.

Ещё Кириллпопадает в идиотскую карикатуру напроклятый тоталитарный совок, где всемзаправляет симпатичная персонаж изкнижки кузнечиха Василиса, изуродованнаядо неузнаваемости и превращённая вМаргариту Палну из «Покровских ворот».Она сначала хорошая и выковывает Кириллумагический нож, а потом сразу становитсяплохая и пытается забить его молотом(кстати, в Википедии, которая основываетсяна одном из ранних вариантов сценария,в списке первонажей вместо кузнечихиВасилисы по сей день вообще числитсякузнец Фёдор. Оцените извивы творческоймысли).

Ещё Кириллпопадает в мир, который всё это устроил(все прочие миры для него черновики, накоторых он отрабатывает ошибки и их неповторяет).

В этомидеальном мире, судя по всему, Москвузавоевали китайцы, понаставив вокругКремля пагод. Всюду красные флаги, но,поскольку творческий коллектив подвеществами снова переписал сценарий,местный житель-функционал объясняетКириллу, что «тут запрещена компартия». И тут же без объяснений пытается егоубить с помощью китайца-официанта,певицы с БФГи целой толпы летающих боевых матрёшек.

Ещё Кириллаза что-то пытаются убить уже в башне. Впроцессе его башня валится. Главныйгерой с объяснимым офигением на лице(он тоже ничего не понял) вылезает из-подобломков, и на месте появляется друг —властитель мира. Он опять почему-тохороший и сообщает, что Вселенную надоспасать. Друзья обнявшись уезжают взакат, давая понять, что впередипродолжение (авот фиг, не будет никакого продолжения).

...И это я ещёне упомянул совершенно непонятных иненужных героев вроде российскогоспецслужбиста и его коллеги-конкурентаиз параллельного мира, между которымипроисходит ещё одна необъяснимая стычка.Я не упомянул также Ирину МуцуовнуХакамаду в роли болеющего за Родину«политика Димы» из книжки (видимо,отчётливо считываемого Дмитрия ОлеговичаРогозина уломать на камео не удалось,и слава Богу). И ещё ряд WTF-персонажей,сцен и эпизодов, добавляющих ада.

Жгучую завистьвызывает во всей картине лишь одинперсонаж — С.В. Лукьяненко в эпизодическойроли случайного нормального человека,подбирающего героя в плохом состояниив метро. Он интересуется: «Может, скоруювызвать? Нет? Ну ладно тогда» - и уходит.И правильно делает, потому что не видитвсего последующего.

Уже добравшисьдо интернета и погуглив, я узнал, чтоснимали на самом деле сериал - на четырераза по 50 минут. То есть «на самом делевсе в картине логично — просто сериалрешили урезать до киношного полногометра и остались некоторые нестыковочки».Но это всё отмазки и глупость.

...Самое дикое,что в фильме имеются вполне нормальные,человеческие куски. Например, геройприходит в гости к забывшим его родителям— и пьёт с ними чай, с нежностью и больюслушая их рассказ об их любви.

Или вот геройсадится в стимпанковские паровые санив мире, лишённом нефти — и видно, чтолюди работали, придумывали все этидвигающиеся поршни и валы, старались.

Но все этопогребено под таким толстым слоемдебильного креатива без профессионализма,что после выхода из кинотеатра хочетсяизвиниться перед создателями фильма«Защитники»- они хотя бы честно пытались воспроизвестиголливудские штампы, просто не умели.

Есть мнение,уважаемые читатели, что креатив безпрофессионализма — это самый главныйбич современного нашего кино.

И поэтомубудет крайне справедливо, когда этахалтура, в которой всё живое былоукокошено на корню во имя креативакрутых мегапрофи, пролетит с дикимтреском.

Потому чтоу создателей были все возможностисделать хотя бы внятный человеческийрассказ. Потому что именно умениерассказывать человеческие историивсегда было сильной стороной нашегокино. И потому, что литературнаяпервооснова давала всё для того, чтобычеловеческую историю рассказать.

Поэтому — сучётом того, что российский кинематографуже доказал свою способность зрелищноэкранизировать человеческие истории— у «Черновика» нет никаких оправданий.

И пусть с нимслучится то, чего он заслуживает.