— 20 апреля, 2024 —
 
Общество

Виктор Цой - велоцираптор

Рецензия на два фильма о титанах ушедших времён - "Лето" и "Мир Юрского периода 2"

Два художественныхфильма, вышедшие в отечественный прокатна этой неделе - «Мир Юрского периода2» про якобы динозавров и «Лето» проякобы Цоя — кое-что роднит.

В «Мире юрского периода-2»из всех животных юрского периодапоявляется эпизодический брахиозавр— и тот раза в два-три больше, чем вжизни. Все прочие зверушки данногофильма в действительности не толькожили на десятки миллионов лет позжеюрского периода, но и выглядели совершенноне так.

Самым популярнымпримером является велоцираптор Блю.Вот как он выглядит в кино:

и вот как он выгляделв реальности:

Кроме того, нельзяобойти вниманием самый идиотский штампдинозаврического кино, богато присутствующий и в данной картине. Почему-то огромные хищные ящеры привиде добычи (вместо того, чтобы молчаеё сцапать) распахивают свою слюнявуюпасть и начинают орать на неё, отпугивая. В рекльности подобный рёв — защитная реакция, и зачемкакому-нибудь тираннозавру реветь нагероев перед тем, как броситься за нимив погоню, непонятно. Пеликан не вопитна рыбу, крокодил не визжит на антилопу,и только динозавры ведут себя какистерички.

Этот динозаврическийрёв, впрочем, принадлежит к той же отдельнойкинореальности, что и непрерывносотрясающий кого-нибудь в кинореанимацияхдефибриллятор; камеры кинотюрем,устроенные как вольеры макак с решетками,и компьютерные пароли на кинокомпьютерах,возле которых обязательно будетнаходиться предмет или висетьфотография-подсказка.

То есть у того факта,что «юрский период» Голливуда населенистеричными и мутировавшими донеузнаваемости представителями позднегомела — есть объяснение. Динозаврымелового периода были зачастую в разыбольше, разнообразнее и интереснееюрских. Кроме того, если бы они не орали,их зачетные пасти пропадали бы безтолку, и от этого терялась бы зрелищность.Кроме того, если бы они были того жеразмера, как и в жизни, да ещё в пёрышках— они утратили бы свою угрожающуюдраконью сущность и превратились бы виндюков, казуаров и страусов-переростков.

Поэтому ругать «МирЮрского периода-2» совершенно не за что.Он же не про птиц (которыми реальныединозавры в известном смысле были), апро драконов из мирового фольклора,слегка переименованных для научности.

...Та же проблема всталаи перед авторами художественногофильма «Лето».

Перед тем,как перейти к этому фильму — учтём ряднюансов.

1) РежиссёрК. Серебренников сидит под следствиемне за политику, а по подозрению вмногомиллионных хищениях.

2) И этосовершенно правильно — сажать поподозрению в многомиллионных хищениях,даже если предположительный вор естьтворческая личность прогрессивнойориентации.

3) Кампанейщинав защиту творческой личности представляетсянам отвратительным и пошлым примеромцеховой мишпушности, трайбализма ипотери берегов.

...А теперь окинофильме «Лето».

Весь скандализмвокруг него, кажется, был вызван тем,что Б.Б. Гребенщиков ознакомился с первымвариантом сценария и обнаружил тамслишком много того, что сценаристампоказалось производственным натурализмомрусского рока — сводимого к формуле«Обколются своей марихуаны и (нужноевписать)».

Кроме того,у режиссера Серебренникова прогрессивнаярепутация, а в статьях фигурировалословосочетание «любовный треугольникВиктора, Майка и его жены Натальи».Поэтому публика заранее напряглась.Представить себе В.Р. Цоя в нежных, нокрепких объятиях М.В. Науменко не хотелосьникому.

Однако обошлось. Судяпо публикациям, сценарий был радикальнопереработан, из-за чего в картине осталисьлишь небольшие ошмётки картоннойантисоветчины и Пьяного НечуткогоБыдла. Что до предположительного разврата— то от него (если он и был) осталисьтолько пожатия рук и бесстыдное дотрогательности признание жены мужу: «Яхочу Витю поцеловать».

В сухом остатке переднами следующая мелодрама:

- В разгар вьетнамскойвойны в провинциальном городке наВосточном побережье США, встильном черно-белом ретро с мультяшнымиротоскопическими вставками 1970-х, живётместный рокер Майк. Он довольно известени имеет авторитет у местного независимоголейбла, но понимает, что до славы настоящихзвезд ему не добраться.

Однажды емуприводят молодого талантливого парняВиктора. Тот играет, и Майк понимает,что вот у этого паренька шансы есть, иберет над ним шефство.

Тем временемНэт, жена Майка, тоже начинает увлекатьсяюным дарованием. Это приводит к некоторойколлизии между наставником италантом-учеником. В конце ученикстановится понемногу известен сам —но мы понимаем, что он сохраняетблагодарность и наставнику, и его женеза несостоявшийся роман.

Титры.

...Честноговоря, я специально заменил Ленинградна городок Восточного побережья, аначало 1980-х на начало 1970-х, потому чтоистория получилась совершенно ненациональная. Провинция везде одинакова.

Я даже неисключаю, что создатели «Лета» подрезаливесь сюжет своей картины в западномнезависимом кино так же, как историческиерусские рокеры подрезали в западноймузыке свои мелодии и тексты.

И вот тут мыподходим к главной проблеме.

Реальныймасштаб гения русских рокеров — включаяобидевшегося Б.Б. Гребенщикова, покойногоМ. Науменко и прочих живых и мертвых —мешает оценить их вторичность.

При этом тотфакт, что Русский Рок в значительнойстепени был провинциальной компиляциейрока мирового — это не проблема публики.Нам отечественный рок нравился таким,каким он был. И в нашей памяти неслучайнонадежнее всех остался парень из соседнегодвора В. Цой — который по поводу«вторичности» своих мелодий совсем непарился.

Провинциализми вторичность — были проблемой скореетворцов, которые претендовали на некоепоколенческое лидерство. То есть велимассы за собою и зажигали сердца — ноточно знали при этом, что у кого ониутащили/скатали/честно «сподражали».И остро переживали свой субъективнопровинциальный масштаб.

Отголоскиэтих комплексов живы по сей день — вотличие от многих звезд Русского Рока.

В общем, — как в случаес велоцирапторами из «Юрского периода»- перед режиссёром Серебренниковымвстал вопрос. Как изображать легенд ититанов?

Правдиво — милойтворческой молодёжью из глубинки, подприсмотром старших репетирующей вгородском клубе песни «под пинкфлойд»,«под пистолз» и «под вельвет андеграунд»?

Или добавить эпоса ипафоса и сделать вид, что эти титанысоздали великий Русский Рок в чистомполе с чистого листа, прорываясь черезмножественные «Вопреки» со зверскимилицами кагебешников?

...К чести К. Серебренниковаследует признать, что он сделал выборскорее в пользу правдивости. И снял —разумеется, не «байопик про Цоя» и не«музыкальную драму» - а милыймелодраматический арт-мюзикл из жизниодного рок-клуба.

Честно говоря, если быгероев звали не Цой и не Науменко, аИванов и Сидоров — ничего бы и неизменилось.