— 04 мара, 2021 —
 
Будущее

Возможные варианты пенсионной реформы

предположения для дискуссии

Для началасформулируем несколько базовых дляавтора позиций, которые аксиоматичныдля той версии пенсионной реформы,которую он предлагает:

Первое. Повышениепенсионного возраста неизбежно в силуцелого ряда социальных и демографическихфакторов. Вопрос, однако, не только втом, как это будет сделано, но и зачемэто будет сделано.

Второе. Реформапенсионной системы вне более широкогоспектра макроэкономических действийбессмысленна и лишь приведет к повышениюградуса социальной напряженности вобществе. Реформа пенсионной системы,как минимум, неотделима от реформысистемы налогообложения.

Третье. Состояниепенсии является в социальном планепротивоположным состоянию активнойтрудовой деятельности. Пенсия являетсязаменой зарплате наемного рабочего, ане дополнением к ней.

Четвертое.Решения о реформировании должныприниматься большим пакетом единовременно.Не исключу, что в рамках подготовки ипринятия изменений в Конституцию РФ, опотребности в которых в последнее времямного говорят.

Пятое. У Россиинет простых и легких путей для реформыпенсионной системы. Любой вариантдвижения вперед будет болезненным.Вопрос в том, насколько это реформированиебудет осуществляться в интересахобщества, а насколько, - для облегченияжизни и улучшения душевного состояниябюрократии. В любых вариантах реформированияпенсионной системы есть коррупционныеи политические риски.

Шестое. Любыешаги по совершенствованию пенсионнойили налоговой системы не должныувеличивать фискальное давление набизнес. Для России в ближайшие нескольколет абсолютным приоритетом являетсяэкономический рост, а не дальнейшаяфискализация экономики.

Предлагаемаясхема пенсионной реформы могла бывыглядеть следующим образом с учетомвозможных вариантов:

Пенсионныйблок:

  • Отмена возможности одновременно получать заработную платы за наемный труд и пенсию. Самый социально болезненный, но одновременно самый социально оправданный элемент возможной реформы, особенно учитывая перспективу развития экономической ситуации.

  • Повышение пенсионного возраста для мужчин на 3, а для женщин на 4 года за 5 (мужчины) - 7 (женщины) лет. Сохранение нынешних сроков выхода на пенсию для военнослужащих и приравненных к ним. Сохранение существующей системы пенсионных льгот.

  • Возможность досрочного выхода на пенсию по нынешним срокам без права получения дополнительного трудового заработка. Запрет для пенсионеров любой работы за исключением самозанятости, создания собственных предприятий и получение доходов от принадлежащих человеку активов допускается.. Такой вариант сохраняется на переходный период в 10 лет.

  • Для граждан, вышедших на пенсию в продленные сроки до истечения формального переходного периода (5 и 7 лет соответственно), - неограниченная возможность легализованной самозанятости (специальный патент) и трудоустройства в негосударственные социальные институты (фонды, негосударственные социальные учреждения, частные образовательные учреждения).

  • Смешанная система исчисления пенсии: до 50 лет инвестиционно-накопительная, после 50 лет – балльная. Это связано с необходимость повышения социальной защищенности лиц, приближающихся к пенсионному возрасту.

Налоговый блок:

  • Повышение базовой ставки налогообложения до 14 процентов.

  • Переход к прогрессивному налогообложению. Введение второй ставки налогообложения по основному месту работы в 18%, начиная с 1 800 000 рублей в ценах 2018 года. Причем, дополнительные 2% взимались бы обычным порядком, а в отношении еще 2% гражданин имел бы право сам определять направление расходования средств.

  • Как вариант: Начиная с совокупного дохода в 4 800 000 рублей в ценах 2018 года, введение инвестиционной составляющей в 2%, на которую приобретаются инвестиционные облигации с длительным сроком погашения. Эти облигации остаются собственностью гражданина, обналичиваются им с учетом процентов после пенсии, а после прохождения базового периода могут быть использованы в качестве инвестиционного инструмента (взятие залога в банке, погашение налоговой задолженности за предприятие малого и среднего бизнеса и проч.). Для этого потребуется система индивидуальных инвестиционных счетов, что может стать частью развития цифровой экономики, но это уже объявлено приоритетом развития. Но с точки зрения администрирования это не столь сложно в условиях цифровизации экономики.

  • Введение единой ставки в 23% по всем неосновным местам работы (по местам работы, где у человека не лежит трудовая книжка). Данная мера является частью системы социального конструирования, целью которой, очевидно, должно является содействие концентрации усилий работника на главном направлении трудовой деятельности в противовес «много-станочничеству» «нулевых» и «десятых».

Социально-политическийблок:

  • Резкое ужесточение ответственности за невыплату зарплаты, включая замораживание личных активов менеджеров и акционеров уже на ранней стадии накопления долгов.

  • Ограничение трудовой миграции. Введение с рядом стран, граждане которых конкурируют с россиянами на рынке труда, визового режима.

  • Введение жестких возрастных ограничений на возраст пребывания на государственной службе.

  • Введение системы квотного трудоустройства для лиц старше 50 лет, прежде всего, женщин. В противном случае возникнут новые точки социальной напряженности в потенциально политически активных сегментах.

  • Создание общегосударственного реестра особо ценных специалистов в реальном секторе экономике и науке, которым предоставляются особые условия пенсионного обеспечения и налогообложение.

  • Конституционное введение наследственной в одном поколении системы «почетного гражданства», дающей право на определенные социальные льготы (пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование). Формирование дополнительного элемента в системе социальных лифтов.

  • Существенное облегчение административного регулирования социального предпринимательства при условии преимущественного найма на работу лиц в возрасте свыше 55 лет. Сфера социальных сервисов должна стать важным, хотя и не единственным поглотителем работоспособных людей предпенсионного возраста, которые не будут востребованы в реальном секторе экономике и классических сервисах.

Главное условиев том, что пенсионная реформа должнасоздать систему, ниприкосновенную наследующие 10, а желательно, - 15 лет.Повторение ситуации отказа от балльнойсистемы, просуществовавшей крайнекороткий срок, а также очереднойперетряски системы в течении жизниодного поколения грозит весьма тяжелымипоследствиями. Вероятно, стоит подуматьо принятии конституционного закона,который бы ограничивал способностьправительства административным путемизменять пенсионную систему.