— 26 апреля, 2024 —
 
Войны

Плевать на Туркменистан-2: реализуется ли "худший сценарий"

Мы говорим не о рептилоидах или Годзилле. Мы говорим о факторах реального мира

Некоторое время назад я решилобратить внимание уважаемой читательскойаудитории на задвинутый федеральнымиСМИ в дальний тёмный угол Туркменистани подготовил материалс кратким обзором сложившейся ситуациии невесёлыми мыслями о возможныхперспективах развития событий. Вполнедопускаю, что данные невесёлые мыслимогут казаться откровенными «страшилками».Тем не менее, данный вопрос представляетсямне достаточно серьёзным, поэтому считаюнелишним несколько развить тему.

Разумеется, я озвучилнаихудший сценарий из реально возможныхв случае максимально неблагоприятногостечения целого ряда обстоятельств.Однако – подчёркиваю! – реальновозможных. То есть мы говорим не орептилоидах или Годзилле. Мы говорим офакторах реального мира, включая, средипрочих нюансов, неуклонно ухудшающеесяс 2015 года социально-экономическоеположение в Туркменистане и нарастающеенедовольство граждан политикой высшегоруководства республики на фонераспространения в туркменском обществерадикальной исламистской идеологии,роста влияния ИГИЛ в граничащих сТуркменистаном провинциях Афганистанаи откровенной слабости туркменскойармии.

На самом делетуркменское направление вызывает вполнеобоснованные опасения и тревогу уже непервый год. Ещё в далёком октябре 2014года о «туркменском интересе Исламскогогосударства» говорилЕвгений Сатановский: «Ужеотчётливо видно – приготовления к“центрально-азиатской весне” идутполным ходом. Причём помимо восточногонаправления – через Киргизию и узбекскуюФергану, по ранее опробованному маршрутунаступления на север исламисты готовятдля прорыва направление западное – наТуркменистан. Об этом свидетельствуетпроисходящее в приграничных северо-западныхрайонах Афганистана».И далее по тексту…

А в январе 2015 годавопросом «грозит ли экономическийкризис Туркменистану?» задавалсяНикита Мендкович, очень грамотныйспециалист по странам Центральной Азиии Афганистану. Как показала практика,ответ, увы, оказался положительным –со всеми текущими и потенциальновытекающими последствиями. Причёмзвоночки уже звенят. Например, 23 июлянынешнего года информационный портал«Альтернативные новости Туркменистана»опубликовал сообщениео пресечении спецслужбами Туркменистанастихийного бунта на местном базаре вАбадане, новообразованном районеАшхабада. Согласно рассказам очевидцев,граждане бурно выражали недовольствостремительным ростом цен, массовойбезработицей и повальным обнищаниемнаселения, а также в резкой формевысказывались в адрес «Аркадага» ипроводимой им политики.

Естественно, нашизамечательные патриоты, у которых всёвезде хорошо и идёт по плану, не моглиоставить без внимания коварные проискиврагов. Вот, например, в материалесайта «Мировое обозрение» от 30 июнярусским по белому вылито, как в граните:«…сегоднязападные и оппозиционные СМИ выбралиочередную жертву, начав рассказыватьчитателям о жестоком экономическомкризисе и голодных бунтах в Туркменистане…Следует понимать, что информация о“голодных бунтах” преувеличенадонельзя, а единственной её цельюявляется рост протестных настроенийдля дестабилизации обстановки в стране».

Объяснять что-либогорячим патриотам – занятие крайненеблагодарное, поэтому попробую объяснитьуважаемым читателям.

Во-первых, в отсутствиедействительно серьёзных и хроническине решаемых проблем и противоречий –экономических, социальных, культурных,каких угодно – никакого «роста протестныхнастроений» в обществе не бывает. Любой«майдан» имеет под собой те или иныереальные основания. Если само государствоне творит какой-нибудь откровенной дурии так или иначе заботится об интересахсвоих граждан, учинить в нём масштабнуюдестабилизацию одними толькоинформационными вбросами простоневозможно.

Во-вторых, вы неповерите, но даже на «Радио Свобода»можно подчас найти весьма интересныефакты (я, например, находил у них полезнуюинформацию по религиозному экстремизмув Казахстане). Другое дело, как эти фактыинтерпретируются и в чьих интересахиспользуются, но тут уже надо простовключать голову. В данном же случае речьидёт далеко не только об этом специфическом«радио».

Если не поленитьсяи походить по тем самым «альтернативным»туркменским информационным ресурсам(например, «Альтернативныеновости Туркменистана» или «ХроникиТуркменистана»)и посмотреть новости, а также (это важно!)читательские комментарии к статьям,явно написанные не тупыми ботами, томожно узнать много интересного о реальномположении дел в стране (и отношениипростых людей ко всему этому). При этом,в отличие, скажем, от базирующегося вУзбекистане информационного портала«Караван-сарай»,спонсируемого Объединённым центральнымкомандованием ВС США, никакой ярковыраженной антироссийской пропагандына этих ресурсах я не увидел – они простоосвещают происходящее (это к вопросу о«госдеповских шестёрках»).

Далее, вынужденповторить, что в июне своим собственным(!) журналистским расследованием отекущей ситуации в Туркменистанеподелилсяказахстанский деловой информационныйпортал «Курсив.kz».Хочу подчеркнуть, что данное расследованиебыло проведено не хайпа ради, а по причинеглубокой обеспокоенности: «Всоседнем Туркменистане складываетсядостаточно тревожная ситуация. Из-занехватки продовольствия и странныхрешений тамошнего Аркадага (титул главыгосударства, что в прямом переводеозначает “Покровитель”) населениеэтой страны начинает всё чаще выражатьсвоё недовольство. В этой связи нельзяисключать появления на юго-западеКазахстана ещё одного очага напряжённости».

В западных регионахКазахстана, с одной стороны, сосредоточеныкрупнейшие запасы углеводородов встране, а с другой, угрожающе широкораспространён салафизм. Как показалапрактика «Арабской весны», в условияхгосударственного хаоса приверженцысалафитских течений, вне зависимостиот своей изначальной ориентированностина «революцию» или «эволюцию», оченьбыстро организуются и переходят квооружённой борьбе за власть. Такимобразом, стабильность в западных регионахКазахстана в огромной степени зависитот ситуации как на туркменско-афганскойгранице, так и внутри самого Туркменистана.Цепная реакция может пойти даже в случаевнутреннего возгорания у соседей, неговоря уже о гипотетическом броске ИГИЛчерез границу и далее на север. Отсюдаи глубокая обеспокоенность казахстанскогоиздания.

В упомянутом вышежурналистском расследовании «Курсив.kz»говорится, что в российской изападноевропейской прессе «сталипоявляться тревожные материалы о ростепопулярности среди населения Туркменистанарадикальных исламистских течений,которые способны взорвать странуизнутри».Причём озвучиваемая в иностранных СМИинформация перекликается с тем, чторассказал спецкору «Курсив.kz»афганский журналист Ахмед Дурани.

По его словам, внастоящее время на афганско-туркменскойгранице наблюдается увеличение числаграждан Туркменистана, вливающихся вряды либо непосредственно ИГИЛ, либовозродившегося после разгрома талибамиосенью 2015 года «Исламского движенияУзбекистана», присягнувшего на верность«Халифату». Как отмечает Ахмед Дурани,бóльшая часть туркменских боевиковсосредоточена в провинциях Фарьяб иБадгис, а общая численность гражданТуркменистана, примкнувших к ИГИЛ,составляет порядка 400 человек.

У неискушённогообывателя может возникнуть вопрос –ну, что такое эти четыре сотни? У людей«в теме» подобного вопроса не возникнет– они отлично понимают, что такое всовременных условиях четыре сотнихорошо подготовленных, оснащённых имотивированных бойцов (а у ИГИЛ с этимкак раз всё в порядке). Миллионнымиармиями человечество отвоевало, и насегодняшний день операции, в которыхзадействуются тысячи человек личногосостава, уже можно относить к разрядукрупномасштабных. В большинстве жеслучаев на тактическом уровне работаюткак раз вот такие сотни, а то и вовседесятки.

Однако речь в данномслучае идёт непосредственно о гражданахТуркменистана. А вот, скажем, в декабрепрошлого года афганское информационноеагентство PajhwokAfghanNewsсообщало,что в тренировочном лагере ИГИЛ натерритории района Дарзаб афганскойпровинции Джаузджан, граничащей сТуркменистаном, проходят подготовкуоколо 300 молодых новобранцев из числаместных жителей. И это только одинпример.

Сколько всего бойцовудалось рекрутировать ИГИЛ на севереАфганистана, сказать затруднительно.Плюс к этому, присягу на верность ИГИЛпринесли ряд местных группировок,включая туркменские. И самое главное –ещё с осени 2016 года значительные силыбоевиков ИГИЛ из Сирии и Ирака (а этосамые боеспособные бойцы!) регулярноперебрасываются на территорию Вазиристана,откуда идёт их дальнейшее перераспределение,в том числе в северные провинцииАфганистана.

В мае текущего годасекретарь Совета безопасности РоссииНиколай Патрушевговорил о том, что общая численностьбоевиков непосредственно на севереАфганистана составляет порядка 15-20тысяч, однако сколько из них относитсяименно к ИГИЛ, а сколько к Талибану, неуточнялось. Можно, пожалуй, сделатьосторожное предположение, что счёт идётна несколько тысяч (у Талибана в любомслучае имеется численный перевес). Приэтом значительная часть боевиков – до7 тысяч – сосредоточена в провинциях,граничащих с Таджикистаном, т.е. далеконе все они приходятся на долюафганско-туркменской границы. Однакои в этом случае, учитывая нарастающийпотенциал нестабильности в самомТуркменистане, ситуация вырисовываетсявесьма нерадужная.

Тем не менее, привсей нерадужности ситуации, на данныймомент есть основания полагать, чтоозвученный наихудший сценариймассированного броска ИГИЛ на северчерез афганско-туркменскую границу вобозримом будущем не реализуется. Делов том, что в настоящее время резкообострилась борьба между ИГИЛ и Талибаном.О событиях очередного витка противостоянияподробно рассказываетспецкор «Независимой газеты» АндрейСеренко.

СпровоцированноеИГИЛ обострение началось в первых числахиюля в провинциях Нангархари Кунар навостоке Афганистана, а 9-го числаперекинулось на северные провинции. 14июля талибы развернули массированноенаступление на позиции ИГИЛ на стыкепровинций Джаузджан, Фарьяб (непосредственнограничащих с Туркменистаном) и Сари-Пуль,а также в провинции Баглан (оттуда ужеисходит угроза Таджикистану), причёмдля участия в операции были стянутыформирования Талибана из пяти афганскихпровинций: Джаузджан, Гор, Сари-Пуль,Фарьяб и Бадгис.

Что интересно, судяпо заявлениям афганских военных, они вэтот конфликт не вмешиваются, однакоактивисты ИГИЛ сообщали, что вместе сталибами их позиции атакуют бойцыафганской армии. Согласно утверждениямталибов, наступление оказалось оченьуспешным, и они близки к тому, чтобыполностью уничтожить центры базированияИГИЛ на севере Афганистане, и, если такиверить их оппонентам, делают они это втесном взаимодействии с правительственнымивойсками. (Возможную роль во всём этомнекой северной державы мы оставим впокрытых туманом скобочках.)

Конечно же, оченьхочется надеяться, что угроза удараИГИЛ по самому слабому звену нацентрально-азиатском направлении будетснята, как минимум, на ближайшуюперспективу. Однако расслабляться неследует, и тот самый наихудший вариантлучше всё-таки держать в уме. Даже вслучае разгрома здесь и сейчас ИГИЛ, ксожалению, остаётся очень серьёзной икрайне живучей силой (об этом, междупрочим, свидетельствует и текущееобострение на сирийском театре). О том,что не стóит спешить хоронить ИГИЛ я,кстати, говорилещё в сентябре прошлого года. Ацентрально-азиатский вектор экспансииИГИЛ с территории Афганистана выраженабсолютно чётко и недвусмысленно. Ипакистанский вектор, на который заточеныформирования ИГИЛ, базирующиеся ввосточных провинциях Афганистана, емуне помеха. Напротив, они органично другдруга дополняют.

Кроме того, угрозарадикализации Туркменистана однимтолько поражением ИГИЛ в приграничныхпровинциях не снимается. В своё время«Туркменбаши» практически угробилсоциальный сектор, а попытки «Аркадага»восстановить систему образования издравоохранения ощутимых результатовпока не приносят. Сейчас сюда наслаиваетсяострый экономический кризис, падениеи без того невысокого уровня жизнибольшинства граждан и нарастающийпротестный потенциал населения. Нищегонаселения богатейшей страны… А это,сами понимаете, просто кладезь ресурсовдля ловцов человеческих душ под чёрнымизнаменами.

На самом деле сходныепроцессы ползучей радикализации нафоне весьма невесёлого социально-экономическогоположения наблюдаются и в другихреспубликах Центральной Азии. ПростоТуркменистан – ввиду исключительныхчудачеств предыдущего и нынешнегоруководителей – несёт пальму первенства.И гарантий, что оно таки не рванёт, нет,увы, никаких…