— 20 апреля, 2024 —
 

Могло быть и хуже. 25 лет чёрного октября

​Скоро у нас печальная дата

Скоро у наспечальная дата, 25 лет черного октября1993, расстрела российского парламентаи прочих трагических событий в Москве.В той истории не было хороших парней.Иногда можно услышать мнение, что этобыло столкновение сторонников уходящейсоветской и новой рыночной, демократическойсистемы. Однако на самом деле тогдарешался вопрос: кто и как будетприватизировать Россию. В той историиеще много белых пятен, прежде всего участие неформальных боевых подразделений, выступивших на стороне тогдашнегоКремля. 

Победив тогда всиловом противостоянии, Борис Ельцинв итоге проиграл в долгосрочной перспективе. Его курсвнешнеполитических уступок Западупотерпел полный крах. В итоге первыйпрезидент России ушел с рейтингом в 2%,его в России если и вспоминают, то тольконедобрым словом. А следующий президентРоссии Владимир Путин был вынужден взначительной степени выполнить программумятежного Верховного Совета. Патриотизмстал официальной российской идеологией,Чечня, война 08.08.08, и даже Крым сталроссийским. Россиявосстановила свои вооруженные силы игосударственность, проводит сувереннуювнешнюю политику, устойчива к санкциями имеет мужество и ресурс для прямогопротивостояния с Западом.

Проиграв выборыв парламент в далеком 2003 году, прозападныелиберальные партии оказались на обочинероссийской политики. И сейчас не имеютникаких шансов для возвращения вГосударственную думу и серьезнуюполитику. Проханов, Лимонов, Руцкой идругие лидеры оппозиции 1993 года несходят с экранов основных федеральныхтелеканалов, взяв Останкино без единоговыстрела.

Однако не все такоднозначно. Экономический укладсовременной России по-прежнему определяетпроведенная либералами в 90-е приватизация.Конечно, она была немного подкорректированаделом ЮКОСа, продажей Сибнефти Газпрому,сделкой Роснефть - ТНК и еще рядом сделок.Доля государства в экономике Россиивыросла с 10% до 70%. Но мы, россияне, каждыйдень живем по правилам экономики 90-хгодов. Государственные компании такиеже рыночные хищники, как и частные.Современная буржуазная Россия взначительной степени социальноегосударство только на словах, а не наделе. Так что исторический спор 1993 годазавершен вничью. Политику выигралипатриоты, экономику – либералы. И это,вероятно, уже окончательный счет натабло. Пенсионная реформа, плавающийкурс рубля и недавний подъем ключевойставки ЦБР вопреки требованиям реальногосектора – лишние тому доказательство.

...Однако у меня ине только у меня в последние годыотношение к Ельцину стало меняться. Безшуток, на его месте мог оказаться кто-то сильно похуже, и сейчас есть с чем сравнивать. В отличие от Януковича он в 1993не сбежал из Кремля, не допустил вакуумавласти. Жестко подавил мятеж, сохранивхрупкую государственность. Даже несамая хорошая власть лучше, чем безвластиеили гражданская война.И чтобы там ни говорили, его премьерВиктор Черномырдин сохранил основуроссийской экономики - Газпром и, шире, нефтегазовый комплекс. В общем, мы не стали Украиной.