— 16 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Эпоха куплетизма

Кое-что о популярных изнасилованиях

Уважаемые читатели!

Сегодня утром поэт, музыкант и предприниматель Сергей Шнуров опубликовал у себя в инстаграме куплеты о предполагаемом групповом изнасиловании полицейской в Уфе коллегами.

Данная новость висит главной в топе Яндекса.

Что хотелось бы отметить. В последнюю очередь тут есть основания упрекать музыканта Шнурова в "использовании общественно резонансного события для пеара". Его творчество изначально, еще лет двадцать назад, было демонстративно заявлено в жанре бытописательном, "низком" и скоморошеском.

Вряд ли стоит упрекать также и публику, которая вынужденно выбирает не между высокими и низкими жанрами, осмысливающими реальность, а между разными сортами пошлятины. Потому что люди в пиджаках на ток-шоу, обсуждающие то же самое уфимское изнасилование - явление куда более невыносимое, чем невинные куплеты Шнура.

Кого тут действительно стоит упрекнуть - так это людей в пиджаках, отвечающих последние лет 10-15 за архитектуру массового вкуса.

Необходимо помнить, что массовый вкус, будучи предоставлен чисто силе тяжести - непременно и обязательно деградирует. В силу того, что массовый гражданин занят своим зачастую скучноватым и довольно тяжёлым трудом - ему весьма часто бывает некогда беречь в чистоте и гармонии своё информационное и культурное пространство. Религия без присмотра всегда вырождается в языческие обсессивно-компульсивные ритуалы, культура - в злободневные частушки. Неслучайно ещё в средневековье было обнаружено, что миссионерам (носителям и религии, и культуры, и заодно грамоты) в сельской местности приходилось регулярно каждые пару поколений "заново обращать в христианство" жителей сельской местности. 

Однако представим себе, что те условные епископы IX-ХХ веков вместо того, чтобы посылать своих миссионеров воссоздавать рассыпавшееся мировоззрение граждан - начинают набирать по сёлам наиболее успешных скоморохов и устраивать проповедниками их, а вместо навязывания своей тематики - подхватывать то, о чём трещит базар.

Мы получим как раз медийную картину XXI столетия в России. 

В ядерной космической державе на федеральных каналах соревнуются дичайше рейтинговые авторские передачи о плоской земле и дичайше рейтинговые ток-шоу формата "дискотека в курятнике", похищающие тематику и, что самое дикое, жанр у почтенного цеха вечерних куплетистов.

И это пугает.