— 28 мара, 2024 —
 
Общество

​Т-34. Всё однозначно

В широкий прокат сегодня вышел художественный фильм «Т-34» (Россия)

Уважаемые читатели!

Начать надо, наверно,с истории из жизни. Несколько лет назадв высокой инстанции в присутствии сливоккультурной тусовки проходил «питчинг»(или как там это называется) сценарияфильма о защитниках Москвы. В ходеобсуждения один из мастеров культурысолидно спросил:

- А где в вашей историиконфликт?

Автор сценария, впервыестоявший на высокой сцене, растерянноответил:

- Конфликт? Ну так... а ВеликаяОтечественная - не конфликт?

...Это я к тому, что новыйхудожественный фильм «Т-34» вообще никакне освещает сложный внутренний мир инеоднозначный выбор маленьких людей,попавших в жернова мировой бойни. Поодной простой причине.

Никакой чортовойнеоднозначности в выборе героев ВеликойОтечественной не было. И внутренний мир— которым они все, несомненно, обладали— на вопрос «на вашу страну напал сильныйи безжалостный враг, что вы будетеделать?» выдавал ровно один правильныйответ. Он же естественный для здоровойчеловеческой души. Все прочие вариантыответа — заслуженно проходили по разрядупатологий и использовались в художественныхпроизведениях только для того, чтобыоттенить красоту здоровых душ.

Не вина героев войны втом, что спустя несколько десятилетийтворческое сословие спасённой Родинызаболело на голову и начало прицельнокопаться именно в патологиях.

Зато несомненнымпризнаком выздоровления отечественногокиностроения следует считать то, чтооно решилось наконец соорудить за многоденег зрелище, лишённое малейших намёковна неоднозначность.

Собственно, главнымгероем «Т-34» является именно она —однозначность.

В картине имеютсясоветские танкисты, взятые в плен в бою(перед нами проходят представителиосновных регионов нашей Родины —европейской России, Зауралья, Белоруссии,Украины). Советская девушка, угодившаяв фашисткий лагерь. Немецкий ас-танкист,потерявший в первом столкновении сосвоим русским противником чуть не весьсвой взвод и жаждущий реванша. Имеютсяновые германские «пантеры», триумфтевтонской панцермысли.

И, наконец, имеетсяживое (ну как, практически живое)доказательство того, что конец немногопредсказуем - «восемьдесятпятка»,созданная советским народом и присланнаягероям в фашистский концлагерь в качествесвоеобразного залога неизбежной инеминуемой победы.

С момента появления вкадре этого танка, собственно, и создаётсятот самый конфликт, которого так вожделеюткультурные умы. Просто не факт, что имхватит ума его заметить.

Этот конфликт — междутем, за что принимает происходящееобаятельный немецкий танковыйштандартенфюрер и тем, чем оно являетсяна самом деле.

Штандартенфюрер Ягер,мотивирующий свою затею «устроитьсоревнования между Т-34 и Пантерами наполигоне» патриотизмом и желаниемспасти фатерлянд — в душе всерьёзсчитает, что жанр фильма — спортивнаядрама. Что это такая специальная историяо силе духа, о мастерстве, об игре разумови всём таком.

А на самом деле нетникакой спортивной драмы. На самом делевсё однозначно. И советские танкистыэто понимают — в отличие от глупогонемца с его глупым азартом.

Нет, нашим тоже не чуждзапал и азарт. Только это не главное.Поглядев в середине фильма на танк, вовремя их пребывания в плену созданныйРодиной, они уже ходят по концлагерюпобедителями — и даже на героическийпрорыв и на финальный смертельныйпоединок выходят с мотивацией «внестисвой вклад в Победу по максимуму». Нисекунды не сомневаясь, что в самомглавном уже всё определено.

Всё настолько определено, что ни один герой не произносит даже ни одной пафосной реплики. Ну просто незачем.


...Ну и ещё один похвальныймомент.

Это первый за многиегоды фильм о войне, создатели котороговдруг осознали, что русских в концесовершенно незачем ни убивать, низагонять в лагеря, ни вообще гнобить.

А, не, ещё невсё. Несколько слов о том, что называется«качеством исполнения».

Тут тоже всёоднозначно: картинка обалдеть. Сюжетнигде не провисает. Кастинг безупречный,музыка (если она была, я не заметилничего, кроме финального «Бери шинель»)адекватна, бои на десятку.

Итого:

Ручаюсьголовой, ув. читатели: можно и нужносходить. Это кино не трагическое, атриумфальное — но отечественномувоенному кинематографу именно такогоподжанра давно не хватало.

Идите, хороший фильм. Ручаюсь головой.