— 19 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Американские фермеры лишаются земли. И это прекрасно

Добро пожаловать в реальный мир последствий мягкой денежно-кредитной политики

Журнал Newsweek сообщает: "Молодые фермеры в США говорят, что иностранные застройщики [прим. Кримсон: это не застройщики, но журналистам Newsweek простительно незнание профильной терминологии] скупают больше земли и инфраструктуры [в США], в то время как молодым фермерам сложно получить кредиты [на покупку земли] и погасить долги по студенческим кредитам, что может вообще вынудить их уйти из американской сельскохозяйственной отрасли.
Иностранные компании из Канады, Китая и Германии в течение многих лет скупали в США сельхозугодья, элеваторы и другую сельскохозяйственную инфраструктуру, включая покупку в 2013 году компании Smithfield Foods, [владеющей] 146000 акрами лучших сельскохозяйственных угодий США. Но теперь, когда в американской сельскохозяйственной отрасли должна произойти массовая смена поколений, молодые потенциальные фермеры говорят, что для них почти «невозможно» владеть своей собственной землей. Почти 80 процентов фермеров моложе 35 лет имеют высшее образование, и многие говорят, что их огромная задолженность по студенческим ссудам дала иностранным компаниям окно возможностей для того чтобы купить землю [которую не может приобрести молодежь]"

Несколько заметок на полях:

Во-первых, добро пожаловать в реальный мир последствий мягкой денежно-кредитной политики, "печатанья и раздачи бабла с вертолета" и доступных кредитов. Я когда пишу, что низкие процентные ставки - это ускоритель социального неравенства, я подразумеваю именно похожие процессы, которые происходят не только с землей, а с любыми продуктивными активами, и не только при смене поколений. 

Крупные корпорации всегда могут привлекать финансирование по более приятным условиям, чем индивидуальные фермеры или небольшие компании, хотя бы потому что у них уже есть залоговые активы и вообще они - более надежные заемщики. С помощью кредитных средств, привлеченных на более выгодных условиях, можно отжимать (и это происходит в любой экономике) дефицитные ресурсы (например, землю или компетентных сотрудников) у индивидуальных фермеров или маленьких компаний (это не только про землю история), но вот скорость и размах этого процесса определяется предельной суммой кредитных средств, которые доступны крупным компаниям и стоимостью облуживания этих кредитов. Искусственно заниженная ставка центрального банка создает условия, при которых условный инвестфонд, который раньше мог потянуть кредит, достаточный только для того чтобы "отжать" землю у, например, 50 будущих фермеров (просто явиться на аукцион и заплатить больше на 1 доллар), сейчас может потянуть кредит, достаточный для того чтобы сделать безземельными 100 молодых фермеров. А уж с учетом того, что в американских условиях, благодаря низким процентным ставкам и вмешательству государства в рынок образования в стиле "всем дадим кредиты на обучение" (с соответствующей астрономической инфляцией стоимости обучения), на увеличенные кредитные возможности инвестфондов накладываются урезанные кредитные возможности самих юных фермеров, которые выходят из вуза с отрицательным финансовым балансом (они должны больше, чем у них есть активов, включая даже наследство). А значит процесс перехода земли (и любых других ресурсов, включая недвигу в целом) от бывшего среднего класса в руки инвестфондов и сферхбогатых инвесторов (см. Гейтс, Цукерберг - оба землевладельцы) приобретает космическую скорость.

Тут надо бы прочитать мораль про то что "мягкая кредитная политика", которую так хотят многие в России - это социальное зло, но я не хочу заниматься морализаторством, ибо слишком занят зарабатыванием денег. Хорошо, что юные американские недофермеры не знают, что когда они платят аренду некоторым из фондов-землевладельцев за право выращивать фисташки или органическую картошку, их кровные деньги отправляются не только в Германию или Китай, но и некоторым моим читателям в Россию. Им было бы обидно.